количество воспитанников
175:
Оценка качества образования
Запись в детский сад
Ссылки

Мероприятия

Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика, как основа правильного произношения»

Дата проведения: 15.11.2016 - прошло
Место проведения: дс7
Организатор: учитель-дефектолог Потапова Л.М.
965 Бесплатно

Мастер-класс для родителей

«Артикуляционная гимнастика, как основа правильного произношения»

1 часть. Теоретическая.

Как сказал знаменитый российский ученый Д.С.Лихачев: «Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит».

Действительно по речи человека складывается первое впечатление о нем. И когда голова светла и умна, но слова не льются как реченька из-за дефектов, становится очень обидно иногда за потерянное время, иногда за отсутствие должного внимания к собственному ребенку. Именно поэтому сегодня мне захотелось организовать необычную встречу - встречу на своеобразном практическом мастер-классе, где будите принимать участие и вы, уважаемые родители. Правильная, выразительная речь- портрет человека.
Речь- это не прирожденный дар. Все начинается с детства…
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети  имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство.
И поэтому нам предстоит непростая и кропотливая работа.
Расширять и активизировать словарь  мы должны на основе  обогащения представлений о ближайшем окружении.
К концу четвертого года словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500 — 2000 слов.
Важно чтобы в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, речь взрослых не «подделывалась» под детскую речь. Не стоит произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания. Это только задерживает своевременное овладение словарем.
В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить слова, интересно рассказывать.
Овладение речью ребенком находиться в тесной взаимосвязи с его умственным и психическим развитием. Расширяя круг представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ними на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители тем самым не только расширяют кругозор малыша, но и способствуют быстрейшему овладению правильной речью.
Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согласно ФГОС речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылке к обучению грамоте.
Развитие речи – это очень сложный, длительный процесс.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одна из сторон речи - звукопроизношение, которое лежит в основе. Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственною, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. Но у многих детей этот процесс задерживается. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Но при благоприятных условиях обучения дети способны самокорекции. Весь дошкольный возраст - это время энергичного развития речи и, в частности, владения правильным звукопроизношением
Большое количество детей, поступает в школу с нарушениями речи. Очень серьезно вступает вопрос о чистоте детской речи. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость, страдает письменная речь. Младшие школьники преимущественно пишут так, как говорят. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, могут замыкаться, стесняться, у детей может развиваться чувство негативизма. Что влияет на успеваемость, среди неуспевающих школьников младших классов отличается большой процент косноязычных.
Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста - задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения, артикуляционная гимнастика и другие). Артикуляционная гимнастика одна из них. Знакомство детей артикуляционной гимнастикой происходит с ранних лет. Благодаря артикуляционной гимнастике и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи логопеда. Артикуляционная гимнастика интересна своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подрожать педагогу, повторить его действие. Повторяя вместе с педагогом упражнения у детей развивается воображения, обогащается речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции.
Итак, для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи.

У всех людей на земле артикуляторный аппарат устроен одинаково, но каждый язык мира выбирает те или иные положения органов речи для производства звуков.




В полости рта расположены органы речи: язык, нёбо (твёрдое и мягкое), отделяющее полость рта от носовой полости, зубы и губы. За верхними зубами расположены бугорки, которые называются альвеолами. Наибольшее количество звуков речи образуются в полости рта благодаря большой подвижности языка и губ и возможности комбинировать их движения. Непосредственно за альвеолами расположено твёрдое нёбо, а напротив корня языка - мягкоё нёбо.

К активным органам речи относятся также голосовые связки. При произнесении глухих согласных голосовые связки не напряжены и раздвинуты. Когда голосовые связки напряжены и сближены, а поток воздуха заставляет их вибрировать, возникает голос, который мы слышим при произнесении звонких согласных и гласных.

Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи- язык, губы, мягкое небо. Все речевые органы состоят из мышц, Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т.д., значит, можно тренировать и мышцы языка и губ. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной.

Гимнастика органов речи является подготовительным этапом при постановке звуков. Несомненно, постановкой и автоматизацией звуков должен заниматься логопед! Пожалуйста, никакой самодеятельности! Некоторые родители почему-то считают, что они смогут воспитывать у ребенка правильное произношения, многократно повторяя чистоговорки и скороговорки. Родители не подозревают, что сначала ребенок должен научиться правильно произносить изолированный звук, затем закрепить его в слогах, словах, а только потом во фразе. Артикуляционные упражнения выполняются не только на занятии с логопедом, но и в домашних условиях.

Упражнения подбирают в соответствии с дефектом речи ребенка. Лучше всего, если это сделает для вас логопед. При подборе упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность - идти от простых упражнений к более сложным. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе обязательно перед зеркалом. Затем количество повторений увеличивают, доводя до 10-15 раз. Когда ребенок научится правильно выполнять движения, зеркало можно убрать. Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно. Будьте терпеливы, спокойны и ласковы. Если у ребенка не получается какое-то движение, можно использовать механическую помощь. Ручкой чайной ложечки или просто чистым пальцем помогите поднять ребенку язык вверх.

Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намажьте губу вареньем, шоколадом или медом в зависимости от того, что любит ваш ребенок. Занятия должны проходить в игровой форме, ведь это основная деятельность детей. Хорошо бы подобрать к каждому упражнению картинку - образ. Картинка служит ребенку образцом для подражания какому- либо предмету. Любимые детьми «Сказка о веселом язычке», «Сказки со Смешариками» которые, я использую на своих занятиях, они с удовольствием «играют с язычком и выполняют все его требования».

Взрослый должен показать ребенку, как правильно выполнять все упражнения. Для этого, дорогие родители, вам необходимо самим научиться выполнять артикуляционную гимнастику. Не удивляйтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас, ведь для их выполнения необходим определенный навык.

2 часть. Практическая («Мастер-класс» для родителей)
Презентация «Артикуляционная гимнастика»

Презентация "Артикуляционная гимнастика" Скачать (ppt, 1.22 MB)
3a0ca8fa549d100c451a31c66934ab97.JPG Скачать (JPG, 260.41 KB)
91a5dd16396c33283ebac6227bb26a79.JPG Скачать (JPG, 248.99 KB)
К списку
Создано: 17.11.2016 15:40:22   |   Изменено: 17.11.2016 15:41:15
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
Мероприятие в разновозрастной (средней) группе Капелька "Мордовия осенью"
Фотографии