175: |
Проекты
Проект: "Работа учителя-логопеда по профилактике трудностей овладения чтением и письмом старших дошкольников с общим недоразвитием речи". Учитель-логопед: Куракина О.А.
Обучение грамоте, предупреждение нарушений чтения и письма одно из приоритетных направлений деятельности педагогов и родителей в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. В настоящее время является общепризнанным тот факт, что между недоразвитием речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвязь. Дети с общим недоразвитием речи — это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения чтению. Программы обучения в массовой школе усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение. Ребёнок, идущий в массовую школу с диагнозом общее недоразвитие речи, испытывает большие трудности в обучении чтению и письму. Для того чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов, слоги из звуков, звуки в слове расположены в определенной последовательности. Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков в слоги, слова. По мнению известного психолога Д. Б. Эльконина, «Чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели». К. Д. Ушинский отмечал, что «Сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова».
Процесс обучения грамоте состоит из следующих компонентов:
- Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп свистящих (с,з,ц), шипящих (ш, ж), аффриката (ч, щ), соноров (л, р);
- Сформированность фонематических процессов - умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
- Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу - умение выделять начальный гласный из состава слова; делать анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове:
- Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.
- Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками по слогового чтения.
У детей с ОНР недостаточно сформированы предпосылки к освоению грамоты, воспитанники испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, не различают на слух звуки, неправильно называют символ на письме (букву). Из всего выше сказанного, возникло противоречие между тем, что дети должны знать и что они умеют.
Проект «Работа учителя-логопеда по профилактике трудностей овладения чтением и письмом старших дошкольников с общим недоразвитием речи» позволяет решить основные задачи обучения, сформировать и научить элементарным навыкам чтения и письма.
Цель: подготовка к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи с целью профилактики дислексии и дисграфии.
Задачи проекта:
- Развивать фонематические представления для готовности к овладению звуковым анализом и синтезом.
- Сформировать у детей готовность к овладению элементарным навыкам письма и чтения.
- Совершенствовать пространственную ориентировку;
- Использовать разнообразные методы и приёмы с целью профилактики у детей дисграфии и дислексии..
- Воспитывать у детей желание к обучению грамоте.
- Вовлечь родителей в совместный процесс при подготовке детей к обучению грамоте.
- Научить родителей применять игры и игровые упражнения, способствующие обучению грамоте детей.
Ожидаемые результаты.
При реализации проекта мы рассчитываем получить следующие результаты: будет решена одна из наиболее сложных проблем - проблема нарушений письма (дисграфия) и чтения (дислексия) у детей младшего школьного возраста.
Построенная таким образом система работы, охватывающая все предпосылки грамотности, готовит детей к школе. У них не возникает проблем в овладении чтением и письмом, формируются навыки учебной деятельности, ребята будут успешно справляться с учебной программой.
Фотоотчет
К списку