Количество воспитанников
175:
Оценка качества образования
Запись в детский сад
Ссылки

Памятки, советы, рекомендации

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в игре, как средство профилактики дисграфии и дислексии.

Автор: Куракина О. А.
|Должность: учитель-логопед, старшая логопедическая группа "Колокольчик"
Важным периодом для ребёнка дошкольного возраста является возраст семи лет: ребёнок дошкольник становится школьником. В этот период ребёнок от игровой деятельности переходит к учебной, что меняет его поведение. Требования к ребёнку школьнику становятся выше. Большое внимание уделяется его речи, высказываниям, так же предъявляются большие требования к его памяти, вниманию, мышлению. Поэтому 7-летний ребёнок должен быть психологически готовым к обучению в школе.
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
Одной из главных задач подготовки ребёнка к школе является развитие его речи. Исследования советских и зарубежных лингвистов, психологов, педагогов показали, что дети старшего и подготовительного к школе возраста лучше воспринимают звуковую сторону речи. Поэтому знакомить детей со звуками речи лучше начинать в этом возрасте. Оттого, как ребёнок будет усваивать материал по обучению грамоте зависит его дальнейшее обучение в школе, его успеваемость по чтению и письму. Однако обучение грамоте представляет большую сложность для детей с ОНР, поскольку грамматические категории характеризуются абстрактностью и отвлечённостью. На помощь приходит игра – как основной вид деятельности детей дошкольного возраста.
По мнению психологов, игра – ведущая деятельность дошкольного возраста. Ребёнок играет, потому, что ему интересно играть. В игре проявляются и формируются все стороны психической жизни личности. Игра повышает и умственную активность ребёнка, что позволяет решать более трудные задачи, чем на занятии. В игре дети закрепляют полученные знания и умения.  Е.И. Тихеева отмечает, что значительный опыт накапливается ребёнком именно в игре. Игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самодеятельности в области языка. С. Л. Новосёлова особую роль в речевом развитии детей отводит словесным и дидактическим играм. С их помощью у детей формируется ориентация в звуковой структуре слова, закрепляются умения интонационно выделять звук в слове, определять его качественные характеристики, пополняется и активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, развивается связная речь. Поэтому особое внимание в работе по подготовке к обучению грамоте необходимо уделять игровым приёмам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным компонентом их обучения.
В данной работе предлагается серия игр по формированию фонематического слуха и обучению детей грамоте. Весь предоставленный материал реализуется в образовательной области: «Речевое развитие».
Работа по формированию фонематического слуха и подготовке детей к обучению грамоте проводится в соответствии с принципами доступности, наглядности, от простого к сложному. Дидактические игры с применением наглядного материала позволяют удерживать внимание детей, вызывают интерес во время занятий, способствуют лучшему усвоению материала. Использование игр и игровых упражнений на занятиях по подготовке обучению грамоте повышает эффективность работы, улучшает усвоение учебного материала, вызывает у детей интерес к заданиям и занятию, способствует развитию памяти внимания и мышления, что впоследствии положительно влияет на обучение в школе. Хочу подчеркнуть, что игру нельзя превращать в скучнейшее дидактическое упражнение, т.е. при соблюдении точности и правильности методики обучения должен быть сохранён свойственный играм развлекательный и эмоциональный характер.
Основная задача обучения грамоте в старшей группе – формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение звуковому анализу и синтезу слова. Дидактические игры помогают детям лучше ориентироваться в звуковой структуре слова, закрепляют умения интонационно выделять звук в слове, определять его качественные характеристики, активизируют словарь, совершенствуют звуковую структуру слова, развивают связную речь.
Игры включаются в занятия по обучению грамоте по принципу «от простого к сложному». В старшей группе можно проводить следующие игры:
«Охотники»
Цель игры: развивать фонематический слух детей и внимание.
Методика игры: педагог, прикрыв рот «экраном», произносит звуки. Дети, услышав заданный звук, «ловят» (хлопают) его ладошками.
«Определи место звука в слове»
Цель игры: игра способствует закреплению способа интонационного выделения звука в слове, развитию фонематического восприятии.
Методика игры: логопед предлагает детям назвать слова со звуком «А» и произнести слово так, чтобы заданный звук был хорошо слышен. Затем дети определяют место звука в слове.
Игра имеет различные варианты: можно предложить детям назвать слова, где звук в начале (середине, конце) слова, можно игре придать тематическую направленность, т.е. дети называют слова с заданным звуком по определённой теме и определяют место звука в слове.
«В гостях у слона»
Цель игры: учить детей определять первый звук в слове
Методика проведения: - Сегодня мы в гостях у слона. Назовите предметы, нарисованные на картине, и определите первый звук в этих словах.

«Назови первый звук»
Цель игры: учить детей определять первый звук в слове
Методика проведения: ребёнок бросает кубик в любую ячейку и называет первый звук выбранного слова.
Поезд»
Цель игры: упражнять в определении количества звуков в словах
Методика проведения: ребёнок называет предметную картинку, так, чтобы был слышен каждый звук в слове, затем говорит, сколько звуков в слове, и вставляет картинку в кармашек соответствующего вагона.

«Угадай»  
Цель игры: учить детей определять количество слогов и последовательность звуков в слове.
Методика игры: в ходе игры ребёнок должен соотнести название картинки с моделью слова. Игра предлагается после того, как дети усвоят звуковой анализ слова.
«Угадай слово»
Цель игры: закрепить у детей умение определять первые звуки в словах и составлять из них слова
Методика проведения: - Ребята, чтобы узнать кто здесь спрятался, надо определить первые звуки в словах и по этим звукам составить новое слово.

«Найди пару»
Цель игры: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух.
Методика проведения: на наборном полотне размещены картинки. Ребёнку надо найти картинку, название которой звучит сходно с названием предмета, находящимся на наборном полотне.
В подготовительной группе дети должны научиться анализу и синтезу предложений разной конструкции, познакомиться с буквами алфавита, научиться выкладывать слова и предложения из букв, овладеть слоговым способом чтения. В подготовительной группе кроме игр, которые проводятся на предыдущем этапе обучения, включаются следующие игры:
«Капитаны»
Читать слоги полезно, но скучно, а причаливать на катере «Л» к пристани «А» интереснее.
Цель игры: научить ребёнка слоговому чтению.
Методика проведения: по очереди катер «Л» причаливает к гласным буквам. Ребёнок читает слоги: ла, ло, лу, лы. Согласные буквы на катере можно менять.

«Склеенные слова»
Цель игры: учить детей читать простые слова, при этом понимать смысл прочитанного слова.
Методика проведения: логопед говорит детям, что все слова склеились, надо их прочитать и отделить друг от друга чёрточками и тогда мы сможем вернуться домой.

«Дополни слово».  
Цель игры: научить детей соединять слоги в слова, зрительно опираясь на картинку.
Методика проведения: на наборное полотно ставится большая карточка с изображением предмета и первым слогом слова. На столе лежат маленькие карточки со слогами.
- Ребята, в сказочном городе произошло несчастье, слова рассыпались на слоги и перепутались. Помогите им найти друг друга. На большой карточке с рисунком написано начало слова, а вам надо найти конец слова, написанный на маленькой карточке.
    
«Давай знакомиться»
Цель игры: учить детей чтению слов
Методика проведения: - Ребята, жители сказочного леса хотят с вами познакомиться. Свои имена они прячут на спинках.
  
«Покорение вершин»
Цель игры: учить детей читать слова по слогам.
Методика проведения:
- Ребята, на вашем пути высокие горы. Вам надо их пройти.
«Прочитай быстрей слова:
Хвост одного – другому голова».

«Путаница»
Цель игры: учить детей читать слова по слогам.
Методика проведения: -Ребята, чтобы прочитать слово, вам надо правильно пройти по цветным тропинкам.
«Весёлые человечки»
Цель игры: закрепить умение детей называть буквы; развитие зрительного восприятия.
Методика проведения: - В стране слов живут вот такие человечки. Из каких букв нарисован человечек?
«Зашифрованные слова»
Цель игры: учить детей читать слова.
Методика проведения: - Ребята, волшебный лес приготовил для вас задание. Вычеркните из слова буквы, указанные на листочках и вы узнаете кто ещё живет в этом лесу.
    
«Полубуковка»
Цель игры: учить детей дописывать недостающие элементы букв;
учить чтению слов.
Методика проведения:
- Дописать недостающие элементы букв и прочитать слово.

Практика показывает, что при систематическом использовании на занятиях по подготовке к обучению грамоте дидактических игр и упражнений на развитие фонематического слуха дети с ОНР быстрее и лучше усваивают учебный материал, у детей появляется желание учиться, развиваются память, внимание, мышление, что положительно отражается в дальнейшем на обучении в школе.

Список литературы:
1. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Учимся читать и писать. – М.: Знание, 1994. – 160 с..
2. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. – 448 с.
3. Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Акад. развития: Академия «К». 1988. – 239 с
4. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми М.: ВЛАДОС, 1994 г. – 344с.
5. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Кн. для воспитателя дет. сада: Из опыта работы/ Под ред. В. В. Гербовой. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1988. – 64 с.: ил.

Информация размещена с разрешения автора
К списку
Создано: 29.12.2022   |   Изменено: 29.12.2022 21:12:47
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
"Новый год в Простоквашино".Новогодний утренник в разновозрастной (старшей) группе "Ягодка"
Фотографии