Проекты
Проект: «Цветные ступеньки» для детей 1 младшей группы". Воспитатель: Назаркина Е.В.
Проект «Цветные ступеньки» для детей 1 младшей группы направлен на развитие сенсомоторных навыков у детей младшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных игровых технологий детей младшего дошкольного возраста.
Вид проекта: информационно-исследовательский
Продолжительность проекта: долгосрочный, 1 год.
Участники проекта: дети 1 младшей группы, родители, педагоги.
Образовательные области:
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель проекта – Оптимальное педагогическое сопровождение процессов развития сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами нетрадиционных игровых технологий в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
Задачи: научить детей различать основные цвета;
- познакомить детей с величиной и формой предметов;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
- сплотить детский коллектив.
- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:
- произвольное внимание;
- логическое мышление;
-зрительное и слуховое восприятие;
- память;
-речь детей.
Создание картотеки упражнений Организация работы на развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные методы рисования
Для реализации проекта я разработала подборку занятий с использованием нетрадиционных игровых технологий, дидактических игр:
- Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:
- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:
- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
На практическом этапе:
подготовила материал и пополнила картотеку для рисования песком,
I. дидактических игр по сенсорному развитию
II. изготовила и подобрала материалы к дидактическим играм: «Подбери пару», «Девочкам бантик, мальчикам-галстук», «Разноцветные зонтики», «Разноцветные крышки», «Разложи по коробочкам», «Разложи по цвету», «Подбери трубочку к стакану», «Шапочки и шарфики»
Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее. Именно руки учат ребёнка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».
По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребёнка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстаёт, задерживается и развитие речи.
Работая с малышами 1 младшей группы, я отметила, что большинство детей имеют проблемы с речевым развитием. У них наблюдается мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Этих детей отличает скованность и медлительность в выполнении движений, отсутствие активной речи.
Поэтому возникла необходимость разработать систему мероприятий по развитию сенсомоторных навыков детей, подобрать и изготовить дидактические игры и пособия. Мною был оборудован сенсомоторный уголок. Он представляет собой трехярусную полку со множеством съемных игр различной направленности:
"Шнуровки"
Дидактическая игра «Подбери по цвету»
Развивающая игра «Подбери крышечку»
«Намоталочки»
"Мозаика" (средняя, крупная) .
«Хваталки» (сухой бассейн из киндеров)
«Весёлые прищепки»
«Собери колечки»
«Чудо -шнурочки»
Цветные палочки и геометрический раздаточный материал.
Игра «Волшебная коробочка»
«Книжка с разноцветными окошками»
«Плетение из разноцветной проволоки»
. Дидактическое пособие «Модница»
.Игра «Выложи дорожку» (пуговицы)
Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребёнок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой - начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
В своей работе я стараюсь применять нетрадиционные формы и методы работы по развитию сенсомоторного опыта детей. Одной из таких форм является «Песочная терапия» Формирование умения экспериментировать через знакомство со свойствами воды и песка развивает мелкую моторику рук, обогащает словарный запас детей раннего возраста. Практические занятия играют компенсаторную роль в развитии основных процессов познания и мышления. Во время их проведения дети сравнивают реально воспринимаемые предметы с имеющимся у них представлением. Связь зрительных представлений с речью способствует усвоению детьми знаний и выработке умений. Игры-экспериментирования помогают в работе с детьми по развитию цветового восприятия детей младшего возраста. направлены на развитие всех видов восприятия: тактильного, слухового, обонятельного, зрительного.
- активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти); повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности. Игры-экспериментирования помогают овладеть определенными манипуляциями с песочной поверхностью: (делать отпечатки на мокром песке с использованием разнообразных формочек, насыпать в них песок, утрамбовывать руками или совочком, переворачивать; капать небольшие ямки, норки руками или совочком и обыгрывать постройки с помощью игрушек; перекладывать мокрый песок из одной ладошки в другую).
Игры-экспериментирования помогают детям:
- усвоить правила безопасности при игре с водой и песком;
-получить удовольствие от совместной деятельности со взрослыми;
- познакомить со свойствами воды и песка;
- знают и хорошо ориентироваться в отношении величин предметов, различать цвета;
- овладеть элементарными навыками продуктивной деятельности;
- действовать по образцу и словесной инструкции;
- помогают использовать обобщающие понятия;
Творческая мастерская
В результате изучения различных авторских методик раннего развития детей и психологических особенностей детей, построила систему работы по проблеме развития мелкой моторики детей раннего возраста через нетрадиционные техники рисования. Свою работу по изобразительной деятельности я начала с хорошо знакомых детям техник: рисование пальчиками и ладошками. Затем постепенно вводила новые техники: рисование ватными палочками, тычок, оттиск (штамп), рисование по мокрому, рисование мятой бумагой, губкой, пробкой, овощами использую пластилинографию и крупотерапию. В группе создана зона «Творческая мастерская», которая включает в себя весь обширный материал центра познавательной активности для развития творческих способностей.
В работе активно использую как традиционные, так и нетрадиционные формы работы по развитию сенсомоторных способностей
Традиционные:
1. Самомассаж кистей и пальцев рук.
2. Игры с пальчиками с речевым сопровождением.
3. Пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения.
4. Предметная деятельность:
- рисование пальцами, кистью, ватными палочками, пробкой, овощами и т.д.
- конструирование из бумаги;
- аппликация из разного материала (бумаги, ткани, ваты, цветного песка).
5. Игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок и т.д.
Нетрадиционные:
1. Самомассаж кистей и пальцев рук с помощью карандашей, массажных шариков и колечек «Су - Джок»
2. Игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала (бросового, природного, хозяйственно-бытового):
- сортировка разных предметов (камушков, круп, ракушек);
- игры с водой, песком.
3. «Кляксография»
5. Рисование зубной щеткой, штампование пробкой, рисование овощами, на мокрой бумаге и т.д.
Задачи изобразительной деятельности
-Подвести детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности.
-Расширить представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
- Обучить приёмам нетрадиционных техник рисования.
-Формировать умение действовать орудиями труда: кистью, мелком, карандашом, ватной палочкой, зубной щеткой, пробкой, губкой,
- Дать представления о свойствах материалов и инструментов.
-Формировать пространственное образное мышление, становление руки и глаза, ориентировку на листе бумаги.
- Развивать и укреплять мелкую моторику.
Задачи аппликации
-Учить раскладывать и составлять из готовых форм на бумаге образ, состоящий из 2-3 частей, одинаковых и разных форм, наклеивать их.
- Учить обрывать бумагу и составлять из частей образ с последовательным
наклеиванием.
- Использовать разные материалы: ткань, вату, бумагу, цветной песок.
- Учить составлять узоры из геометрических элементов (готовых форм) чередуя: по форме, цвету, величине.
Задачи лепки
- Знакомить со свойствами пластилина.
- Осваивать способы создания знакомых образов путем отрывания кусочков, скатывания для получения округлых форм, раскатывание, расплющивание, сдавливание, присоединение двух форм, делать углубления на поверхности.
- Формировать умение узнавать в изображении знакомые образы предметов.
- Развивать моторику руки, становление координации руки и глаза.
Задачи конструирования
- Дать представление об основных свойствах объемных геометрических форм, узнавать и называть фигуры.
- Уметь анализировать объект, видеть основные части и детали.
- Приобретать умения воссоздавать знакомые предметы на горизонтальной плоскости.
Работа с родителями
Взаимодействие с семьями детей – важная составляющая образовательной деятельности в нашей группе. Для повышения компетентности родителей в вопросах сенсомоторного развития используются разнообразные формы работы: консультации, тематические выставки.
Ребёнок познаёт окружающую его действительность путём ощущения и восприятия. Важной составляющей частью психологического развития ребёнка является накопление им сенсомоторного опыта. Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсомоторного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка. Моя задача состоит в том, чтобы стимулировать накопление чувственного опыта, сочетая его с моторной активностью. Для реализации нетрадиционных игровых технологий необходимо наличие соответствующей предметно – пространственной развивающей среды. Поэтому мною был оборудован сенсомоторный уголок. Он представляет собой трехярусную полку со множеством съемных игр различной направленности:
"Шнуровки"
Дидактическая игра «Подбери по цвету»
Развивающая игра «Подбери крышечку»
«Намоталочки»
"Мозаика" (средняя, крупная) .
«Хваталки» (сухой бассейн из киндеров)
«Весёлые прищепки»
«Собери колечки»
«Чудо -шнурочки»
Цветные палочки и геометрический раздаточный материал.
Игра «Волшебная коробочка»
«Книжка с разноцветными окошками»
«Плетение из разноцветной проволоки»
. Дидактическое пособие «Модница»
.Игра «Выложи дорожку» (пуговицы)
Игры-экспериментирования помогают в работе с детьми по развитию цветового восприятия детей младшего возраста. направлены на развитие всех видов восприятия: тактильного, слухового, обонятельного, зрительного.
- активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
- повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности
Большое значение в работе по развитию мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста играют нетрадиционные техники рисования.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
• Мелкой моторик рук и тактильного восприятия;
• Пространственной тренировки на листе бумаги – глазомера и зрительного восприятия;
• Внимания и усидчивости;
• Мышления;
• Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
Нетрадиционные изобразительные техники развивают и укрепляют мелкую моторику пальцев, кистей рук, расширяют представления малышей о многообразии нетрадиционных техник рисования.
.
Фотоотчет
Нормативные документы
- Презентация "Эепериментирование в младщем дошкольном возрасте. Из опыта работы Назаркиной Е.В." (pptx, 13.16 MB)
К списку