Количество воспитанников
175:
Оценка качества образования
Запись в детский сад
Ссылки

Памятки, советы, рекомендации

Организация совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя

Автор: Хрякова Наталья Алексеевна
|Должность: учитель-логопед
В исправлении ОНР у детей старшего дошкольного возраста большую роль играет взаимосвязь всех направлений работы учителя – логопеда и воспитателя группы.                  В задачу воспитателя логопедической группы входит обязательное выполнение требований примерной образовательной программы, а также решение коррекционных задач в соответствии с программой логопедической работы, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта
Компенсация речевого  недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения теми же видами деятельности, которые предусмотрены примерной образовательной программой массового детского сада. Особое внимание уделяется развитию познавательных интересов детей. При этом необходимо учитывать своеобразное отставание в формировании познавательной активности, которое складывается у детей под влиянием речевого нарушения, сужения коммуникативных контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.
Воспитатель должен уметь создать доброжелательную обстановку в детском коллективе, устранять отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к различным видам деятельности.
Воспитатель ведет повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за их речевой активностью, за правильным употреблением в речи тех звуков, лексико-грамматических конструкций, словоформ, которые были сформированы и закреплены в процессе  логопедической образовательной деятельности.
Работа воспитателя в логопедической группе теснейшим образом связана  с деятельностью логопеда. Например, в процессе обучения рисованию у детей формируется представление о названиях цветов и их оттенков. Впоследствии на своих занятиях логопед учит детей правильному согласованию качественных прилагательных (названий цветов) с именами существительными. Аналогичным образом происходит и усвоение элементарных математических представлений: воспитатель учит детей считать, определять простые  категории величины предметов, а логопед формирует навыки правильного грамматического оформления сочетаний существительных с числительными. Наряду с этим воспитатель уделяет большое внимание развитию у детей мелкой моторики. Этому способствуют игры с мелкими предметами, складывание мозаик, нанизывание бусин, шнурование, застегивание пуговиц, молнии и т.п.  Реализуя направления коррекционно-развивающей работы, важно помнить о необходимости постоянного поощрения деятельности детей, имеющих такое сложное речевое нарушение, как ОНР.
Совместная коррекционная деятельность               логопеда и воспитателя.
Задачи, стоящие перед          учителем-логопедом        Задачи, стоящие перед воспитателем
1. Создание условий для проявления речевой активности, преодоления речевого негативизма        1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе

2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков        2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы

3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка    

    3. Заполнение таблиц мониторинга, изучение его результатов с целью перспективного планирования коррекционной работы
    
4. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи    
    4. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания
5. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти    
    5. Расширение кругозора детей
6. Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий    
    6. Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам
7. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям
    

    7. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов(сенсорное воспитание)
8. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения        8. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей

9. Развитие фонематического восприятия детей    
    9. Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда
10. Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений    

    10. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях
11. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова
    
    11. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида
12. Формирование навыков словообразования и словоизменения    
    12. Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни
13. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации    


    13. Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок
14. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения
    
    14. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр и других

15. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок        15. Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении
Информация размещена с разрешения автора
К списку
Создано: 25.01.2016   |   Изменено: 25.01.2016 10:41:21
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
Грипп-вакцинируйся!
Фотографии