Мероприятия
"Формирование пространственных представлений у дошкольников с ОНР"
Организатор: Хрякова Н. А.
Формирование пространственных представлений у дошкольников с ОНР, является необходимой, значимой частью коррекционной работы логопеда. Развитие неречевых функций (мелкой, общей моторики, внимания, мышления, зрительно-пространственной ориентировки, памяти) способствует дальнейшему, успешному обучению ребенка в школе.
Задачу развития пространственных представлений у дошкольников старшей группы с ОНР решаю путем включения в работу с детьми отдельных приемов, игр и упражнений. На фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях составной частью является развитие навыков ориентировки в пространстве, на листе бумаги, относительно себя. Нужно отметить, что дети испытывают затруднения не только в недостаточной пространственной ориентировке, но и в понимании и словесном обозначении пространственных категорий. Очень важно, чтобы к началу школьного обучения, дети знали и хорошо усвоили грамматические формы, слова, обозначающие пространственные отношения. Конечно, при формировании зрительно-пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи, наилучшим способом являются игры, игровые упражнения, яркие пособия, наглядный материал, интересные задания. Это позволяет поддерживать интерес ребенка, способствует стойкой мотивации и хорошему настроению на занятиях.
Для формирования навыка ориентировки в «схеме» собственного тела использую словесные инструкции: подними вверх правую (левую) руку, дотронься правой (левой) рукой до носа, правого (левого) уха, топни правой (левой) ножкой и др. Если ребенок (дети) справляется с заданием, темп убыстряется. Для ориентации в пространстве словесные инструкции следующие: назови, что находится слева (справа) от тебя, что впереди, сзади, наверху, внизу и др.
В играх: «Найди место», «Где находится?», «Разложи фигуры правильно» с ребенком (детьми) закрепляются навыки ориентировки на листе бумаги или другой плоскости. При этом формируются умения определять, находить и называть верхний (нижний) края плоскости, левый (правый) верхний и нижний углы, середину, нижнюю (верхнюю) строчку листа.
Хорошо усвоенные пространственные представления необходимы для обучения ребенка в школе, ведь школьная программа предполагает достаточное развитие зрительно-пространственных представлений, необходимых на уроках письма, чтения, математики, физкультуры, рисования, труда,)