Памятки, советы, рекомендации

Использование музыкально-дидактических игр для развития музыкального слуха в повседневной деятельности.

Автор: Спиридонова М.А.
|Должность: музыкальный руководитель, д.с.7
Музыкальный слух – это способность человека полноценно воспринимать музыку, различать ее оттенки, изменение тембра, высоты, ритма мелодии.
Есть множество специальных игр и упражнений, направленных на развитие музыкального слуха, их можно успешно использовать в повседневной деятельности. Вот несколько примеров таких музыкально-развивающих игр.
Игра «Музыкальные прятки»
Несложная музыкальная игра для детей с 3-х лет. Дети закрывают глаза, а воспитатель в это время прячет в комнате игрушку. По команде они открывают глаза, а воспитатель включает музыку. Дети по громкости музыки должны найти игрушку. Когда дети приближаются к месту, где спрятана игрушка, музыка звучит громче, когда удаляются, музыка становится тише. Дети должны прислушиваться к музыке, улавливая изменение громкости, и таким образом найти спрятанную игрушку.
Игра «Что звучит»
На столик выставляют несколько предметов из различных материалов, например, такой набор: стеклянный стакан, деревянный кубик, пластиковый контейнер, металлическая коробочка. Сначала ребенку дают деревянную палочку, просят постучать по всем предметам и запомнить, какой из них как звучит. Потом воспитатель просит ребенка отвернуться, а сам палочкой стучит по какому-то из предметов. Ребенок должен угадать, что это за предмет.
Второй вариант игры проводится с использованием музыкальных инструментов. Берется несколько инструментов, например, бубен, барабан, дудочка, колокольчик, или любой другой набор. Ребенку предлагают самостоятельно поиграть на них, послушать, как они звучат. Затем ребенок отворачивается, а воспитатель играет на любом инструменте и просит отгадать, что звучит.
Игра подходит для детей 4-7 лет, чем младше ребенок, тем меньшее количество предметов нужно предлагать для игры.
Игра «Тише, мыши»
Перед началом игры воспитатель рассказывает, что все дети сейчас – это маленькие мышата, которые выбежали из норки погулять и поиграть. Кот сейчас спит, но как только он проснется, все мышата должны спрятаться (присесть и замереть на месте), иначе кот поймает их. Можно прочитать известное стихотворение:
Мышки водят хоровод,
А на печке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот,
Разобьет ваш хоровод.
Воспитатель включает негромкую танцевальную музыку. Дети танцуют, изображая мышат, которые играют и веселятся. В какой-то момент музыка останавливается и воспитатель звенит в бубен, это значит, что они разбудили кота. В этот момент дети должны присесть и не шевелиться. Кто не услышал сигнал бубна и продолжил танцевать – «попался в лапы коту», и выходит из игры. Эту игру можно предлагать детям с 3-х летнего возраста.
Следующие 2 музыкально-дидактические игры направлены на воспитание ритмического слуха и рекомендуются детям старше 4-х лет.
Игра « Лесное эхо»
Воспитатель произносит слова, дети вторят как эхо, проговаривая окончания строк и прохлопывая ритм. Например:
Воспитатель: Ой, какой дремучий лес!
Дети: Лес! Лес! Лес! (3 хлопка на каждое слово)
Воспитатель: Здесь ели, сосны до небес!
Дети: Бес, бес, бес.(3 хлопка)    
Воспитатель: С веток нам тихо шепчут шишки:
Дети: Шиш-ки, шиш-ки, шиш-ки (6 хлопков)
Воспитатель: «У нас в гостях детишки!»
Дети: Тиш-ки, тиш-ки, тиш-ки.(6 хлопков)
Игра «Телеграмма»     
Воспитатель читает стих, а дети изображают стучание телеграфа хлопками или стучанием карандашом по столу на слова туки-тук (проговаривают хором вместе с воспитателем).
Дятел сел на толстый сук -  туки-тук, (3 хлопка по слогам) туки-тук, (3 хлопка)
Всем друзьям своим на юг – туки-тук, туки-тук,
Телеграммы срочно шлет – туки-тук, туки-тук,
Что весна уже идет – туки-тук, туки-тук,
Что растаял снег вокруг – туки-тук, туки-тук,
Что подснежники цветут – туки-тук, туки-тук,
Дятел зиму зимовал – туки-тук, туки-тук,
В жарких станах не бывал – туки-тук, туки-тук,
И понятно почему -  туки-тук, туки-тук,
Скучно дятлу одному – туки-тук, туки-тук.
В заключении хочется отметить тот факт, что для дошкольников дидактическая игра всегда желанна! Использование музыкально-дидактических игр в повседневной деятельности помогает не только развивать музыкальный слух и формировать необходимые навыки, но, немаловажное для воспитателя, позволяет избегать утомляемости детей и несет всегда позитивную эмоциональную окраску.
Информация размещена с разрешения автора
К списку
Создано: 26.02.2016   |   Изменено: 26.02.2016 09:16:30
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Загрузка Загрузка
Фотографии