Памятки, советы, рекомендации

Консультация для педагогов: Формирование связной речи у детей дошкольного возраста

Автор: Куракина О.А.
|Должность: учитель-логопед
   Речь сопровождает практически все виды деятельности ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность ,наладить полноценные взаимоотношения с детьми и взрослыми ,свое поведение ,а следовательно , и личность в целом .
   Поэтому развитию связной речи детей необходимо уделять большое внимание . Занятия с детьми необходимо проводить в форме свободной непринужденной познавательной деятельности взрослого с детьми , где взрослый – партнер учитывает детские интересы и поддерживает инициативу каждого , а ребенок воспринимается как полноправный субъект взаимодействия . Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей , делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность , обогащает игры , способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной , музыкальной , литературной деятельности .              
   Развитие познавательной активности ребенка и речевое развитие взаимосвязаны . Чем больше ребенок познает объектов окружающего мира,  тем больше обогатит словарный запас , сможет выразить свое отношение к миру , к социальным и морально – нравственным отношениям людей .
   Через познавательную деятельность также развивается интеллект ребенка , мыслительные способности , умственное начало .Познавательная активность детей развивается через обучающие занятия , продуктивную и игровую деятельность .Занятие – организованное обучение , поэтому на них дети получают более сложные знания и умения . На занятиях воспитатели учат детей рассуждать, рассказывать, правильно выражать свои мысли, фантазировать, сочинять, претворять свои творческие планы в продуктивной деятельности .Важно развитие в ребенке желание познавать новое, задавать вопросы об интересующих его темах. Поэтому педагоги должны уметь удовлетворять его познавательное любопытство, отвечать , рассказывать обо всем, всеми способами поддерживать интерес ребенка к познанию. Для этого воспитатели стремятся, чтобы ребенок был активным участником педагогического процесса , а не пассивным слушателем . В процессе поиска , экспериментов , решения проблемных задач дети учатся путем рассуждений делать самостоятельные выводы и обобщения . На каждом занятии присутствует новизна, новые методы и приемы для активизации детей. Посредством обучения дети развивают память, логическое мышление, воображение , самостоятельность .
   Чтобы правильно организовать познавательно – речевое развитие дошкольников необходимо учитывать следующие составляющие :
речь педагога дошкольного учреждения
формирование представлений об окружающей жизни
развитие любознательности
сенсорное воспитание
игра
  Кроме того, важно научить детей внимательно слушать. Развитию слухового восприятия и внимания способствуют игры : « Угадай по голосу: кто позвал ? » , « Эхо » , « Телефон » , и др .
   Задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний , их упорядочении , систематизации . Ребенок должен получить четкие представления об окружающих предметах , их назначении , некоторых качествах ( цвет , величина , форма ) и свойствах ( бьется , ломается , рвется, льется и др. ) , о материалах , из которых они сделаны . Он приобретает также знания о некоторых природных явлениях , их взаимосвязях и закономерностях ( характерных признаках времен года и взаимосвязи между этими признаками, типичных особенностях некоторых животных и связи их с образом жизни этих животных и др.) .
   Одним из средств познавательно – речевого развития дошкольников является игра – детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими товарищами .
    Отдельные виды игр по – разному воздействуют на познавательно – речевое развитие детей :
сюжетно – ролевые расширяют представления об окружающем и способствуют развитию речевого общения ;
игры –драматизации помогают более глубокому пониманию произведений художественной литературы и активизируют речь ;
строительно – конструктивные развивают конструктивные способности и расширяют знания о геометрических фигурах и пространственных отношениях .
    Игра будет активно воздействовать на познавательно – речевое развитие ребенка , если воспитатель обогащает ее содержание , правильно организует.       Особенно важное место в познавательно – речевом воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементами которых являются познавательное содержание и умственная задача . Многократно участвуя в игре , ребенок прочно усваивает знания , которыми он оперирует ( например, названия и внешний вид растений ; предметов , необходимых для труда ; содержание литературных произведений и т.п.) . Решая умственную задачу в игре , ребенок упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении,
в классификации предметов или явлений по общим признакам , в выделении
свойств и качеств предметов .В определении их по отдельным признакам . Например , в играх « Что изменилось ?» , « Чего не стало ?» ребенок должен запомнить ряд предметов или их расположение , а затем восстановить в памяти эту картину и определить , какие изменения произошли . В играх «Найти предмет такой же формы » , «Подбери по цвету » , « Кому что нужно для работы » необходимо сгруппировать предметы по общим признакам . В
играх « Узнай по описанию » , « Чудесный мешочек » дети определяют предмет по одному их признаков .  
     Таким образом , дидактические игры способствуют закреплению и
уточнению знаний по познавательно – речевому развитию .  
     Есть система психологических и педагогических воздействий, направленных на развитие активности ребенка , повышение его статусного положения в коллективе, формирование адекватной самооценки и способности применять полученные навыки в разных видах деятельности .
     Существует три блока работы .  
Первый блок . Активизация деятельности детей .
    Основным содержанием данного блока являются игровые упражнения и этюды на восприятие , переживание и выражение эмоциональных состояний в мимике и пантомимике , на развитие поведенческой активности , формирование самостоятельности , эмоциональной поддержки  участников группы , на преодоление замкнутости . Упражнения , а также этюды этого блока проводятся в качестве разминки , средства как включения в работу , так и развития .  
     Детей необходимо обучать восприятию и выражению основных эмоций . С этой целью можно предложить им упражнения для мимических мышц лица: нахмуриться , зажмуриться , прищуриться и т.п. Так дети учатся отражать основные эмоциональные состояния ( внимание, интерес, удивление , радость , удовольствие ). Вот некоторые упражнения .
     « Вкусные конфеты » . Педагог вместе с детьми выбирает одного ребенка . У него в руках воображаемый пакет с конфетами . Он по очереди протягивает его детям . Они берут по одной конфете , благодарят , жуют , мимикой выражают удовольствие , улыбаются .
      « Зеркало» . Педагог говорит детям : « Вы будете зеркалом , а я буду смотреться в него . Ну –ка , зеркальце , скажи , какое выражение на моем лице ?». ( Я очень рассердилась. Мне грустно, когда на улице плохая погода).  « Зеркало» не только называет выражение , но и копирует его.
      Внимание также надо уделять пантомимике . Это развивает способность распознать и понять эмоциональное состояние другого человека , выражать свои эмоции с помощью жестов , движений , походки , позы . Пантомимика повышает интерес детей к занятиям , расширяет их эмоциональный опыт , позволяет замкнутым детям раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе , проявить творчество .    
     « День рождения ». Выбирается именинник . Все дети мимикой , жестами ему дарят подарки , а именинник угадывает , что это за подарок .
      « Походка и настроение » . Педагог показывает движения и предлагает изобразить  их : « Попрыгаем как воробышек ( кузнечик , козлик );  походим, как  мишка косолапый и т. д.              
     Также в работе используются игры, цель которых – развитие двигательной активности . Они помогают пробудить пассивного ребенка , учат всех детей подчиняться определенным правилам , формируют стремление к лидерству , развивают ловкость и быстроту реакции . Используются такие игры как :
« Кто самый ловкий ?», « Ловушки » , « Дракон кусает свой хвост » ,
« Веретено » и т. д.
       Второй блок. Активизация компонентов речевой деятельности .
В этом блоке большое внимание уделяется словесным играм, цель которых - обогащение словарного запаса, формирование грамматической правильности речи, интонационной выразительности и, главное, развитие умения использовать уже имеющиеся средства в речевой деятельности .
    Используются такие игры как :
        « Пара к паре » . Детям предлагается закончить начатое предложение одним словом по аналогии . Например , « огурец – овощ , а ромашка… (цветок); телефон – ухо , а телевизор …( глаз ).
        « Сочиним историю » или « Сказка по кругу ».
Ведущий начинает рассказывать историю : « Жили – были …», следующий продолжает и так далее по кругу .
        « Импровизация » . Педагог предлагает детям составить рассказ , добавляя начатый им текст , например : « Однажды летом была хорошая …и мы с семьей поехали …Там мы …Приехали домой…»
         Игра с мячом « Скажи наоборот », « Закончи предложение »
      «Любопытный ». Дети образуют круг. Водящий ( «любопытный») называет букву, с которой должны начинаться ответы . Затем обращается к какому – либо игроку и задает короткие вопросы типа : « Кто » , « Что делает» , « Когда?» и т. д. Например , объявлен звук р . Возможные ответы рак , рисует , ранним утром .      
Третий блок . Активизация речи в разных видах деятельности .
   Здесь используются проблемные и игровые ситуации, которые создаются путем использования наглядности, исполнением детьми различных ролей. Известно, что исполнение ролей в процессе игры и общения психологически настраивает ребенка на речевые действия, ожидаемые от него в определенной ситуации . Например , игра « Гости » где дети распределяют между собой роли : хозяева дома и гости . Педагог предлагает пригласить в гости своих друзей  , познакомить с родителями и т. д.
    Можно использовать драматизации, разыгрывая сказки « Колобок » и т. д.
    Для развития умения согласовывать действия, подчиняться и руководить другими используются рисуночные игры: « Страна клякс », « Мое настроение » , « Рисуем эмоции пальцами » и т. д.

     Организация совместных видов деятельности стимулируют активную речь, поскольку такая деятельность интересна и значима для детей, а ее успешность в большой мере достигается с помощью речевых действий. В результате у каждого ребенка появляется стремление к выстраиванию речевых высказываний .
Информация размещена с разрешения автора
К списку
Создано: 17.03.2016   |   Изменено: 17.03.2016 11:48:49
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Загрузка Загрузка
Фотографии