Памятки, советы, рекомендации

Консультация на тему: «Нетрадиционные формы работы с родителями»

Автор: Чермантеева Р.Д
|Должность: воспитатель, д.с.7
Роль семьи в развитии ребёнка первостепенна. Однако сложившееся общественное дошкольное воспитание имеет свои преимущества (охрана и укрепление здоровья, физическое и психическое развитие, умение общаться и т.п.) Ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга. Необходимы их преемственность и взаимопроникновение. Поэтому детский сад широко привлекает родителей к своей работе.
Педагогические коллективы не должны ограничиваться просветительской работой, а должны предлагать родителям различные формы сотрудничества и совместного творчества: вечера вопросов и ответов, устные журналы, мастер-классы, выставки прикладного творчества, совместные праздничные мероприятия и т.д.
При этом надо ориентироваться не на «усреднённого» родителя, а учитывать индивидуальные и возрастные особенности, культурный и образовательный уровень родителей, степень компетентности в области педагогики и психологии, интересы, способности и т.д. Современные родители предъявляют большие требования к детскому саду, их больше устраивают такие формы работы, как:
1. кружки по интересам
2. праздники и развлечения
3. мероприятия по подготовке детей к школе.
В последнее время дошкольные учреждения стали более ориентированы на удовлетворение потребностей семьи и используют в своей работе нетрадиционные формы и методы взаимодействия с родителями. Ранее малоиспользуемые формы работы – совместные спортивные праздники детей с родителями, КВН, вечера досуга, выставки совместных работ – теперь широко вошли в практику учреждений.
Основные цели полноценного взаимодействия семьи и детского сада достигаются путём реализации следующих задач:
1. Вовлечение родителей в проблемное поле воспитания ребёнка.
2. Оказание консультативной и информационной помощи семье в вопросах воспитания и обучения детей.
3. Сотрудничество родителей с педагогами ДОУ, создание единого образовательного пространства.
Весьма действенной и оригинальной формой привлечения родителей к совместному с детским садом воспитанию ребёнка является «провоцирование» любопытства взрослых к содержанию образования. Например, дошкольникам даётся задание на дом : придумать или вспомнить смешной случай, чтобы вписать его в «Книгу Юмора» или составить к 8 Марта полезные и вредные советы для мам, сделать проект участка детского сада – каким он должен быть или хотелось, чтобы был. Объяснить, что такое счастье и что для этого надо. Неожиданность, нестандартность заданий не может остановить большинство родителей, они начинают чаще интересоваться, чем занимаются дети, теснее становится их контакт с воспитателями.
Одной из интересных и результативных форм взаимодействия с семьёй является организация на базе детского сада семейных клубов по интересам: спортивных, туристских, фольклорных. Преимущества очевидны: в детском саду есть необходимые материальные условия, специалисты, помещения. Во время работы таких клубов дети и родители занимаются единым делом, в котором взрослые – равны е с детьми партнёры.
Эффективна и такая форма взаимодействия, как студийные занятия родителей вместе с детьми. На таких занятиях мамы и папы совместно с ребёнком выполняют задания педагога. Взрослые знакомятся не только с содержанием обучения, но и собственным ребёнком: они неожиданно для себя открывают такие качества, умения и возможности своих детей, о которых и не подозревали ранее. Очень интересна и перспективна такая форма работы с родителями, как семейные встречи. Известно, что современные родители уделяют общению с ребёнком примерно 15 минут в день! На вечерах – встречах родители вместе с детьми играют, соревнуются, поют, танцуют, отдыхают. Здесь главное – увеличить время совместного пребывания родителей и детей, научить родителей прислушиваться к детям, их чувствам, запросам, создать атмосферу единства семьи, сплочённости и удовольствия от общения друг с другом. Это пример для родителей в организации семейного досуга.
В установлении взаимосвязи, единства большую роль играет педагогическое просвещение родителей:
1.консультации по определённым вопросам воспитания;
2. тематические папки – передвижки;
3. участие в проектах детского сада;
4.родительские собрания;
5. практические семинары;
6.консультации специалистов детского сада.
Сама проблема сотрудничества не нова. Но сегодня она носит творческий характер, делая акцент на дифференцированный подход к каждой семье. Анализируя наиболее типичные проблемы, можно выделить знания, необходимые родителям. Поможет в этом книга для родителей «Всё начинается с детства». В этой маленькой книге собирается справочный материал по образованию, полезные советы и рекомендации. Доступность, лёгкость и простота изложения – главные достоинства книги. Какие ещё можно использовать методы?
Особенно важно это, если родители впервые привели ребёнка в детский сад:
1.первые визиты в детский сад (взаимное знакомство, беседы, рассматривание фотоальбомов и т.п.)
2.посещение на дому (узнать ребёнка, семью в домашней обстановке)
3.Телефонные звонки (в особых случаях или раз в месяц, чтобы поддержать неформальное общение)
4.Информационные стенды (1-2 в месяц, обеспечение семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.)
5.Записки (ежедневные или неформальные, где сообщается о здоровье, настроении, поведении ребёнка, его любимых занятиях, достижениях, благодарность за помощь)
6. Ящик для предложений (родители кладут записки со своими идеями, предложениями)
7. Дни открытых дверей (приход в группу для наблюдения за детьми и играми с ними)
8. Неформальные встречи родителей и воспитателей (тематические встречи, вечера)
9. Круглый стол «Вопрос-ответ», совместные чаепития
10.Открытые занятия для родителей.
В детских садах используются такие нетрадиционные формы работы с родителями:
1.Общесадовые и групповые праздники (конкурсы, игры, аттракционы, чаепития)
2.Нетрадиционные родительские собрания: чаепитие.
3. Родители вместе с детьми делают коллажи, фотомонтажи («Моя семья», «Я люблю», «Такими мы были и стали», «Участок детского сада», «Выходной день», «Лапы, уши, хвосты»)
4. Фотоальбомы с групповых праздников, экскурсий, занятий.
5. Анкетирование родителей.
6. Выставки детских работ, поделок, подарков
7. Стенд «Советы родителям», «Сделайте с детьми», «Это интересно», «Волшебная мастерская», «Готовимся к школе» и т.д.
8. Участие в исследовательских и творческих проектах
9.Конкурсы на лучший новогодний костюм, композицию на стол, поздравительную открытку, и т.п.
10.Открытые занятия для родителей
11.Конкурс семейных талантов (изготовление игрушек, составление загадок, кроссвордов, оригинальных поделок, рисунков).
Формы работы могут быть разными, но главное – помнить, что необходимо с уважением и пониманием относиться к родителям. Недопустимо сравнивать ребёнка с другими детьми, ведь каждый ребёнок – уникален. В работе с родителями надо учитывать их пожелания и предложения, ценить их участие в жизни группы, рассматривать воспитание и развитие детей не как свод общих приёмов, а как искусство диалога с конкретным ребёнком и его родителями, с уважением относиться к тому, что создаётся самим ребёнком, восхищаться вместе с родителями его инициативностью, самостоятельностью. Проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывая точку зрения родителей.
Информация размещена с разрешения автора
К списку
Создано: 21.03.2016   |   Изменено: 21.03.2016 12:29:52
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Загрузка Загрузка
Фотографии