Памятки, советы, рекомендации

Словообразование

Автор: Куракина О.А.
|Должность: учитель-логопед, д.с.7
Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучаются закономерности образования новых слов от уже существующих. Способы словообразования показывают, какие средства использованы для образования новых слов. Выделяют два способа словообразования:
1.    Морфологический (морфологический уровень предполагает умение владеть приёмами словоизменения и словообразования)
2.    Неморфологический (синтаксический - умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложениях).

Морфологические способы образования слов:
*суффиксальный
*приставочный
*приставочно-суффиксальный
*безаффиксный
*сложение
Суффиксальный способ – это образование производного слова путём присоединения к производящей основе словообразовательного суффикса. Этот способ действует в образовании всех основных частей речи:
Жёлтый – желток
Мечтать – мечтатель
Глаз – глазной
    Префиксальный способ – это образование производного слова при помощи префикса (приставки). Приставка присоединяется к производящему слову. Действует  в словообразовании всех частей речи, но наиболее продуктивно в глаголах:
Писать – вписать, написать, записать, надписать, переписать, подписать, списать.
При префиксации (в отличие от суффиксации) производное слово всегда относится к той же части речи, что и производящее.
    Префиксально-суффиксальный способ характеризуется одновременным присоединением к производящей основе приставки и суффикса
*при школе – пришкольный
*под окном – подоконник
    Префиксация в сочетании с нулевой суффиксацией – присоединение к производящей основе приставки и нематериально выраженного суффикса
*седой – проседь
*без ноги – безногий
*без голоса – безголосый.
    Нулевая суффиксация (безаффиксный способ) представляет собой образование нового слова путём присоединения нуля суффикса вместо материального суффикса, типичного для данной модели. Такой способ характерен для некоторых существительных:
*бегать – бег
*вздыхать – вздох
*входить – вход
*свинья – свиной
    Сложение – способ, при котором происходит сложение производящих основ в одно производное слово. Сложные слова образуются из двух или более самостоятельных слов (двадцатипятилетний, грязеводолечебница). Они образованы с помощью соединительных гласных О и Е или без них: вод-о-пад, стал-е-вар, трёх-летний, семи-этажный).

Дети с ОНР не могут самостоятельно встать на правильный путь развития речи, свойственный нормальным детям. Коррекция речи для них длительный процесс, направленный на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения
Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей.
Основным направлением коррекционной работы с дошкольниками с третьим уровнем речевого развития при ОНР входит уточнение и расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи, практическое овладение сложными формами словоизменения и словообразования, развитие связной речи; формирование у детей системы чётко различаемых, противопоставленных друг другу фонем; обучение свободному пользованию приобретёнными навыками в самостоятельной речи; формирование готовности к обучению грамоте.
Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР - одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания. Решение этой задачи предполагает формирование и развитие словаря и грамматически правильное оформление речевого высказывания.
При проведении логопедической работы по развитию лексики необходимо учитывать особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией.
Методика Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой учитывает тесную связь процессов развития лексики и словообразования. Целью заданий на словообразование является уточнение структуры значения слова, овладение значением морфем, системой грамматических значений, закрепление связей между словами .
Многие исследователи высказывают мнение о целесообразности подбора лексического материала, предлагаемого детям, по тематическому принципу, что способствует его усвоению и запоминанию, в то время как многократное повторение слова позволяет быстрее вводить его в активную речь. Для повышения эффективности словарной работы рекомендуется знакомить ребёнка со словом в контексте его практической деятельности - при лепке, рисовании, ручном труде.
В процессе формирования словообразования у дошкольников с ОНР третьего уровня необходимо уделять основное внимание организации системы продуктивных словообразовательных моделей. Для формирования и закрепления этих моделей прежде всего уточняется связь между значением морфемы и её знаковой формой. Закрепление этой связи осуществляется на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего, сходного значения слов с общей морфемой, выделения этой общей морфемы, уточнения её значения.
Заключительным этапом работы является закрепление словообразовательных моделей в процессе специально подобранных упражнений.
Логопедическая работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. При этом развитие словообразования различных частей речи происходит последовательно-параллельно.

Формирование словообразования существительных.
1.Образование уменьшительно - ласкательных существительных с различными суффиксами: ик, к, чик, оньк, еньк, ишк, ушк
Д\и « Назови ласково» (стол - столик, шкаф - шкафчик)
2.0бразование существительных с помощью суффикс - ниц со значением вместилища( посуды)
Д/и «Что для чего?»(хлеб- в хлебнице, сахар - в сахарнице)
3. Образование названий детёнышей животных и птиц
Д\и «Кто у кого?», «Назвать животных парами», «Как зовут папу, маму, детёныша, детёнышей?»
4.0бразование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия
Д\и « Назвать профессии» (по картинкам)
Кто работает на кране? (крановщик) Кто чинит часы? (часовщик)
Д\и « Как назвать того, кто....?
Кто играет на рояле, пианино? (пианист)
Кто управляет поездом? (машинист)
Д\и «Он и она»(художник - художница, проводник - проводница)
5.Образованне существительных с суффиксом - ищ со значением увеличенности ( куст- кустище, комар - комарище)
Д\и «Два брата». Дифференциация существительных с уменьшительно - ласкательным значением и значением увеличенности.(ротик - ротище, носик - носище)

Формирование словообразования глаголов
1.    Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида
Д\и « Назови правильно» Нужно назвать, где действие совершено, а где оно совершается ( мыла - вымыла, одевается - оделся)
2.    Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов
Д\и « Чем отличаются слова? »(умывает' - умывается, прячет- прячется)- человек совершает действие сам с собой.
3.    Дифференциация глаголов с приставками (влетает - вылетает- перелетает- залетает- перелетает - подлетает)
4.    
Формирование словообразования прилагательных
1.Образование притяжательных прилагательных
Д\н « Чьи хвосты, лапы, уши?»
Д\и «Ералаш»- дифференциация притяжательных прилагательных
2.Образованне качественных прилагательных
Д\и « Подбери признак» (интересный, умный, быстрый)
З.Образование сравнительной степени качественных прилагательных
Д\и « Сравнить предметы и закончить предложения»
Апельсин большой, а арбуз ещё больше. Осенью холодно, а зимой ещё холоднее.
4.Образование относительных прилагательных
Д\и « Что из чего какое?» , « Что из чего сделано?», « Какой, какая, какие?»(стакан из стекла- стеклянный, варенье из яблок - яблочное, мяч из резины - резиновый)

Работа над словообразованием включает в себя работу над родственными словами, над сложными словами.
Д\и « Слова - друзья» или «Слова - родственники» (снег - снежок, снежинка, снеговик, подснежник, снежный)
Д\и « Назови лишнее слово» (боль, большой, больница; беседа, беседка, соседка)
Д\и «Почему так называется?»(листопад - листья падают, самолёт- сам летает) Д\и «Одно слово вместо двух»( рыбу ловит - рыболов; пешком ходит - пешеход)


Словоизменение - образование словоформ той же лексемы, имеющих разные грамматические значения. Осуществляющие словоизменения морфемы называются флексиями или окончаниями. Частными случаями словоизменения является склонение по падежам (рука, руки, руке), спряжение по лицам (иду, идёшь, идёт), изменение по родам, временам, числам и другим грамматическим категориям.


Формирование словоизменения существительных
1.    Дифференциация существительных единственного и множественного числа существительных
Д\и « Один - все» (яблоко - яблоки)
2.Закрепление беспредложных форм единственного и множественного числа существительных.
Закрепление форм винительного падежа.
Д\и «Огород» (Я сажаю огурцы. Я посадила редис.)
Д\и « Что можно шить, вязат ь, надеть?
Д\и «Что, кого мы видели в лесу?»
Родительный падеж единст. и множ. числа.
Д\и «Что без чего?» (стул без ножки, машина без колеса)
Д\и « Два и пять» (два помидора, пять вишен, два огурца, пять яблок)
Д\и «Нет чего? Много чего?»
Дательный падеж существительных
Д\и «Кому что дадим?» (Грибы дадим белке. Молоко кошке. Яблоко ежу.)
Д\и «Угадай, кому нужны эти вещи» ( указка - учителю, кисть - художнику, удочка - рыбаку)
Творительный падеж существительных
Д\и « Кто чем управляет?» ( Поездом управляет машинист. Кораблём управляет капитан.)
Д\и « Кто чем работает?»(Парикмахер ножницами. Дворник метлой)
Д\и « Чем можно?» ( пилить - пилой, рисовать - кисточкой)
3.Формирование предложно - падежных конструкций существительных единственного и множественного числа.
Предложный падеж существительных.
Д.и « Где что растёт?», « Где кто живёт?», «Что в чём?», «Где что лежит?»
Д.и «Приглашение к чаю»употребление  сущест.твор.падежа с предлогом -с. (Я люблю чай с мёдом. Я люблю чай с печеньем.)
Д\и «Различай предлоги»
Д\и «Скажи наоборот» (под - над)
Д\и « Исправь ошибки» ( На столе сапожки, под столом лепёшки.)

Формирование словоизменения глаголов.
1.    существительных Согласование глаголов 3 лица настоящего времени и в числе (идёт - идут, стоит - стоят)
2.    Дифференциация глаголов настоящего времени 1,2,3 лица (я иду, ты
идёшь, они идут)
3.Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе (собака залаяла, заяц убежал, небо потемнело)

Формирование словоизменения прилагательных
1.Согласование прилагательного с существительным в именительном падеже, единственном и множественном числе.
Д\и « Какой это предмет?» ( длинная - верёвка, нитка, улица, коса; длинный - поезд, карандаш, нож)
Д\и « Какого цвета?» (У меня красный шар. У меня красная ручка?
Д\и « Юный художник»
2.Образование уменьшительных форм прилагательных.
Д\и « Назови ласково» (Цветок красный, а цветочек красненький. Яблоко сладкое, а яблочко сладенькое)
3.Согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах множественного числа. ( Я любуюсь разноцветными шарами. Подойду к кирпичным домам)

Формирование словоизменения закрепляется сначала  в словосочетаниях, затем в предложениях, затем в связной речи.
Словоизменение противопоставляется словообразованию. Все формы словоизменения (словоформы) относятся к одной лексеме, т.е. различаются только грамматическим значением ( например, значением падежа, числа: лиса, лисе, лисой, лисы), а лексическое значение у них одинаковое. Наоборот, при словообразовании имеющиеся формы отличаются друг от друга частью своего лексического значения (например, учить - учитель) и тем самым не могут быть признаны одной и той же лексемой.

Заключение
         Полноценное овладение навыками словообразования в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Своевременное выявление у детей трудностей словообразования и правильно организованная работа с ними в тесном содружестве логопеда, воспитателя и родителей имеют огромное значение для дальнейшей адаптации в условиях общеобразовательной школы. В комплексе вся проводимая работа помогает ребенку избежать трудностей и проблем в усвоении чтения и письма.

Методические рекомендации по развитию навыков словообразования
у детей 6-7 лет, которые могут быть полезны в работе учителя-логопеда, воспитателей, а также родителям.

1. Коррекционно-воспитательная работа должна строиться с учетом особенностей психической деятельности детей.
2. Учитель-логопед и воспитатель должны работают над развитием речи детей совместно.
3. Обучение должно осуществляется в занимательной игровой форме.
4. Задачи развития речи должны решаться в единстве с задачами всестороннего развития личности ребенка.
5. Для самостоятельного словообразования необходимо развивать речевой слух, обогащать детей знаниями и представлениями об окружающем мире и соответственно словарем.
6. Ребенку нужно объяснить механизм образования новых слов и научить им пользоваться, простое запоминание слов малопродуктивно.
7. Учитывая растущее у ребенка осознание особенностей своей и чужой речи следует шире использовать вопросы проблемного характера.
8. Работа по развитию навыков словообразования должна проводиться систематически и регулярно.
9. В случае ошибочного образования ребенком формы слова взрослый сначала предлагает ребенку выбрать правильный вариант, и только если ребенок не может сделать выбор, взрослый сам произносит правильную форму.
10. Для лучшего запоминания, повторение новой, незнакомой формы слова должно производиться несколько раз, несколькими детьми отдельно и/или хором.
11. Речь педагогов и родителей должна быть грамотной и правильной, т.к. основным источником развития грамматической стороны речи детей является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними.
12. В повседневных играх необходимо стимулировать активность детей образовывать новые слова.
13. Обращать внимание на правильность образованных форм слова.
14. Поощрять успехи детей.
Информация размещена с разрешения автора
К списку
Создано: 20.04.2016   |   Изменено: 20.04.2016 13:35:42
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Загрузка Загрузка
Фотографии