Количество воспитанников
175: |
Ссылки
Памятки, советы, рекомендации
Как заниматься с ребенком летом.
|Должность: учитель-логопед
Как заниматься с ребенком летом.
Лето для детей – это долгожданный праздник. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летний период обязательно должны быть и новые впечатления, и общение со сверстниками, и правильное питание, и закаливающие процедуры.
В то же время нельзя забывать о закреплении в памяти ребенка приобретенных в течение учебного года знаний и навыков. Самый продуктивный метод повторения пройденного материала – включить полученные за год знания и умения в рамки занимательных игр. Не надо заставлять ребенка летом заниматься специально. Только игра и живое непосредственное общение! Вот несколько советов и подборка игр, которые помогут понять принципы летнего «обучения».
Начнём с дыхания. Можно предложить ребёнку игры, которые тренируют силу и длительность выдоха:
• Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;
• Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь)
• Надувать воздушные шарики;
• Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи;
• Учиться плавать, выдыхая в воду, нырять;
• Дуть на детские флюгера.
Развитию мелкой моторики способствуют следующие действия:
• Самообслуживанию (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки);
• Собирать, перебирать ягоды;
• Помогать взрослому полоть грядки;
• Выкладывать рисунки из камней (шишек, спичек, круп);
• Играть с глиной, мокрым песком;
• Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель)
В дождливые дни можно:
• Собирать мозаики, конструкторы, паззлы;
• Перебирать крупы;
• Раскрашивать раскраски цветными карандашами;
• Складывать простые игрушки из бумаги (оригами);
• Вышивать (крупным крестиком);
• Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);
• Плести из бисера;
• Лепить из пластилина, пластика, теста.
Очень важно продолжать развивать мышцы речевого аппарата (неспецифического)
• Жевать мясо (а не только сосиски и котлеты);
• Жевать сырые овощи (морковь, редис, огурцы) и фрукты (яблоки, груши…);
• Лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка;
• Полоскать рот;
• Жевать боковыми зубами;
• Сосать сухарики из хлеба, булки (солёные);
• Лизать эскимо.
И, в любое время можно поговорить с ребёнком. Эти игры способствуют развитию связной речи.
• Подбирать определения (Какие бывают собаки: большие, служебные …);
• Узнавать предметы по описанию (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);
• Игра «Угадай, что я вижу» (по описанию узнать задуманный предмет)
• Назвать слова с определённым слогом, звуком;
• Составлять словосочетания и предложения с заданными словами;
• «Найди словечко» (на кухне, на улице и т. д.);
• «А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка...»);
• Переделать известную сказку;
• Придумать свою сказку (с опорой на картинки, на ключевые слова);
• Придумать продолжение сказки;
• «Перевирание сказки» (взрослый намеренно «перевирает» известную сказку, ребёнок должен исправить);
• Рассказать сказку, изменив амплуа героев (колобок – злой, лиса – добрая и т. д.).
• Игры с мячом «Съедобное – несъедобное», «Живое – неживое», «Я знаю 5 названий (имен) …»,«Наоборот» (На слова с противоположным значением: высокий – низкий, легкий –тяжелый) - помогают отрабатывать ритм, скорость реакции, умение думать и говорить одновременно, увеличивают словарный запас ребенка.
• «Доскажи словечко» - взрослый читает короткое стихотворение, а ребёнок должен догадаться и назвать в нем последнее слово.
• Игры в слова. Они могут скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход "по делам" или дачные хлопоты, и в то же время очень хорошо развивают словарь и слуховую память. К таким играм можно отнести:
• - какими словами, красками можно описать время года;
• - назови слово-предмет, слово-действие, слова-ассоциации, слово-цвет, только весёлые слова;
• - расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных): яблоко какое? – зеленое, большое, твердое, сочное, душистое;
• - что он может делать(назови как можно больше глаголов): цветок что делает? -растет, цветет, распускается, вянет и т.д.
• Играйте в слова, где изменяется только один звук: почка - дочка - точка - кочка…
• «Найди ошибку в предложении». ( В лес растут грибы. Шишки растут… ёлке.)
• Учите ребёнка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро), середины (длинной, как день) и конца (короткого, как вечер).
• Разыграйте знакомую сказку "в лицах" с разной интонацией.
Ориентировка в пространстве
• Для развития ориентировки в пространстве и закрепления знаний предлогов можно сыграть в различные варианты игры «Прятки» - размещение предметов в пространстве: положи мяч под стол, а книгу на стол; посади куклу справа от мишки, но слева от кубика; спрячь куклу за шкаф. Загадай, куда ты спрятал предмет, используя предлоги (мишка под…,машина над …). Можно прятать и искать предметы по очереди со взрослым, но ребенок проговаривает все действия, правильно употребляя предлоги в предложениях (Я спрятал зайку под стул. Ты достала мишку из - под стола).
Закрепление произносительных умений и навыков.
• Не забывайте в течение лета следить за правильным произношением поставленных логопедом звуков. Играя в предложенные выше игры, напомните ребенку, что все звуки нужно произносить правильно. Лучше это сделать до игры, а не поправлять малыша в процессе. Если он все же ошибается, переспросите его или поправьте доброжелательно, с юмором, но не высмеивая. Периодически повторяйте стихи, заученные с логопедом, демонстрируйте их всем родственникам, знакомым и соседям по даче. Пусть ребенок знает, что вы гордитесь его успехами!
Чтение
• Чаще читайте ребенку вслух. Это сближает ребенка и взрослого, развивает слуховое внимание, вызывает у ребенка желание научиться читать, создает условия для дальнейшего грамотного письма.
• Обсуждайте прочитанное, рассматривайте иллюстрации – пусть ребенок тренирует память и рассказывает вам, что он запомнил, что ему больше понравилось в сказке или рассказе. Попросите его описать понравившегося героя. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку - обращайте внимание ребёнка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.
Уважаемые родители! Помните, что у ребенка, как и у взрослого, может быть разное настроение и самочувствие. Никогда не приступайте к занятиям и играм в плохом настроении! Учитывайте личные особенности своего ребенка, привлекайте родительскую интуицию и желание помочь, чтобы вместе с малышом преодолевать речевые затруднения. Чаще ободряйте ребенка, хвалите и при маленьких успехах, тогда ему будет легче и интересней заниматься. Развивайте речь своего малыша с выдумкой, фантазией, играя, и Вы увидите, что Ваши труды будут вознаграждены будущими школьными успехами вашего ребенка.
Дата издания: 19.05.2016
Информация размещена с разрешения автора
Создано: 19.05.2016 | Изменено: 19.05.2016 09:42:01