количество воспитанников
175:
Оценка качества образования
Запись в детский сад
Ссылки

Памятки, советы, рекомендации

Готовим ребенка к школе.

Автор: Шугурова Т.П.
|Должность: воспитатель, д.с.7
     Проблема  готовности ребенка к школе в подготовительной группе очень актуальна и должна стать основным вопросом взаимодействия родителей и педагогов. У детей 6-7-ми лет уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Эта компетентность проявляется прежде всего в способности принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков. Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению. Психологическая готовность к обучению в школе формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного детства и является комплексным структурным образованием, включающим интеллектуальную, личностную, социально-психологическую и эмоционально-волевую готовность.
Начнем с того, что готовность ребенка к обучению в школе определяется прежде всего анатомо-физиологическим и психическим развитием, значительной анатомо-физиологической перестройкой организма, которая обеспечивает вовлечение его в учебную деятельность и формирование ряда особенностей личности.
В этом возрасте происходят качественные  и структурные изменения головного мозга ребенка. Происходят изменения и в протекании основных нервных процессов – возбуждения и торможения. Это составляет физиологическую предпосылку для формирования ряда волевых качеств дошкольника: повышается способность подчиняться требованиям, проявлять самостоятельность, сдерживать импульсивные действия. Большая уравновешенность и подвижность нервных процессов помогают ребенку перестраивать свое поведение в соответствии с изменившимися условиями, с возросшими требованиями, что важно для нового этапа жизни – поступления в школу.
Важнейшим аспектом, определяющим готовность ребенка к школьному обучению, является уровень его умственного развития, то есть интеллектуальная готовность. И когда речь идет об интеллектуальной готовности, то в первую очередь говорят о развитии мышления. К концу дошкольного возраста у ребенка появляются предпонятия, основанные на эмпирических обобщениях на основе существенных признаков. Формируется способность выделять ключевые признаки в наглядно-образном плане, формируются действия перцептивного моделирования (способности разложить целое на элементы и составить целое из элементов в плане восприятия) и т.д. В отечественной психологии считается общепринятым, что развитие интеллекта происходит не спонтанно, а в процессе обучения и зависит, прежде всего, от содержания знаний и способов оперирования ими. В основе умственного развития детей дошкольного возраста лежит усвоение ими различных видов познавательных ориентировочных действий, причем главная роль отводится перцептивным и мыслительным операциям. Констатировано, что интеллектуальная готовность к обучению в школе предполагает также овладение специфической структурой учебной деятельности. Установлено, что при определенной организации обучения им доступно усвоение довольно сложного теоретического материала. Однако достаточно высокого уровня познавательной деятельности дошкольники достигают, только если обучение в этот период направлено на активное развитие мыслительных процессов и является развивающим, ориентированным на «зону ближайшего развития».
Интеллектуальная готовность включает:
•    Наличие широкого кругозора  и запаса знаний.
•    Сформированность начальных умений учебной деятельности.
•    Аналитическое  мышление (способность постижения признаков  и связей между явлениями, способность действовать по образцу).
•    Логическое запоминание.
•    Развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации.
•    Умение выделять учебную задачу и переводить ее в самостоятельную цель деятельности.
•    Развитие фонематического слуха.
Очень важна личностная готовность,  которая, прежде всего, предполагает формированиемотивационно - потребностной сферы личности ребенка. Важное условие успешного обучения в школе – наличие соответствующих мотивов учения, отношение к нему, как к существенному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интереса к определенным учебным предметам. Предпосылкой возникновения этих мотивов служит, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства желание поступить в школу, приобрести почетное в глазах ребенка положение ученика, с другой – развитие любознательности, умственной активности, обнаруживающиеся в живом интересе к окружающему и стремлении узнать новое.
Мотивационная готовность связана с так называемым кризисом семи лет и «феноменом горькой конфеты». Данный феномен свидетельствует о том, что к концу дошкольного возраста на первый план начинает выступать социальный мотив, который необходим для успешного обучения в группе сверстников в школе.
Ребенок стремится занять позицию ученика. Изменяется его «внутренняя позиция». Он стремится к выполнению общественно-значимой деятельности (учебной деятельности), пытается войти в новую систему взаимоотношений со взрослыми. У ребенка появляется такое важное качество, как произвольность. В связи с этим особое внимание следует обратить на мотивы, которые наблюдаются у ребенка. В качестве адекватных мотивов выступают: учебный и познавательный; к неадекватным мотивам при поступлении в школу относят игровой мотив, мотив общения со сверстниками и мотив ориентации на внешние признаки учебной деятельности (наличие тех или иных атрибутов школьника – ранца, пенала, формы и т.д.).
Для диагностики мотивационной готовности к обучению используется методика Т.А. Нежновой «Беседа о школе».
Формирование мотивов, побуждающих к учению, - одна из линий подготовки детей к обучению в школе. Имеется в виду воспитание действительной и глубокой мотивации, которая должна стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний. Это отношение к обучению как к необходимому и важному делу, и интерес к учебным занятиям.
Учебно-познавательные мотивы формируются в ходе осуществления самой учебной деятельности и специально организованных мероприятий.
Несформированность внутренней позиции школьника является одной из причин школьной дезадаптации на этапе младшего школьного возраста.
Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:
•    положительных представлений о школе;
•    желания учиться в школе, чтобы узнать много нового;
•    сформированной позиции школьника.
Для формирования мотивационной готовности к школе необходимо:
1.    Поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах.
2.    Организовывать экскурсии в школы, знакомить с основными атрибутами школьной жизни.
3.    Практиковать приходы детей-школьников в детские сады.
4.    Использовать загадки на школьную тему.
5.    Подбирать развивающие игры типа «Собери себе портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?».
Таким образом, основная задача взрослых – показать ребенку, что очень много неизвестного и интересного он может узнать в школе.
     Личностная готовность также включает в себя:
•    Принятие новой социальной позиции.
•    Позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе.
•    Развитие познавательных критериев, любознательности.
•    Развитие желания ходить в школу.
•    Произвольное управление своим поведением.
•    Объективность самооценки.
•    Потеря «детскости», непосредственности.
      Социально-психологическая готовность (или готовность в сфере общения) включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они смогли бы наладить отношения в новом классном коллективе с учителем. Ребенок приходит в класс, в котором дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми.
     Таким образом, готовность детей к школе в сфере общения включает:
•    Развитие потребности в общении с другими детьми и взрослыми.
•    Умение подчиняться традициям и правилам группы, не ущемляя своих интересов.
•    Развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
Общение – многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный потребностью в совместной деятельности.
1.    Умение налаживать контакты с другими способствует облегчению процесса адаптации к школьной жизни, к новым социальным условиям.
2.    Умение строить свои взаимоотношения со сверстниками  и взрослыми является важным компонентом волевой готовности к школе. Важно, чтобы у ребенка были сформированы такие качества:
•    доброжелательность
•    уважение к товарищам
•    общительность
•    готовность проявить сочувствие
Наличие этих черт способствует созданию эмоционально-положительного тона в общении.
3.    Психологические предпосылки включения в классный коллектив складываются у дошкольников в процессе их участия  в совместной деятельности со сверстниками в группе:
•    Умение согласовывать действия с другими.
•    Способность осознавать собственные успехи и неудачи в отношении общей цели совместной деятельности.
Эмоционально-волевая готовность включает:
•    Развитие «эмоционального предвосхищения» (предчувствие  и переживание отдаленных последствий своей деятельности).
•    Эмоциональная устойчивость.
•    Сформированность небоязни трудностей.
•    Умение ограничивать эмоциональные порывы.
•    Умение систематически выполнять задания.
К 6-ти годам у ребенка  происходит оформление основных элементов волевого поведения, что выражается в следующих умениях:
•    поставить цель;
•    принять решение;
•    наметить план действий;
•    исполнить намеченный план;
•    проявить усилие в случае возникновения препятствий;
•    оценить результат своего действия.
Главный акцент в развитии эмоционально-волевой готовности к школе необходимо делать на воспитании мотивов достижения цели:
•    не бояться трудностей;
•    стремление преодолевать их;
•    не отказываться от намеченной цели.
В нескольких словах, волевая готовность – это умение слушать + умение слушаться.
Как развивать волевую готовность?
1.    Повышать самостоятельность и ответственность ребенка:
•    закрепить конкретное поручение за ребенком, поощрять его выполнение
•    учить стихи, пересказывать сказки и рассказы.
2.    Развивать самоконтроль:
•    использовать игры типа «Сделай так же», «Конструирование по образцу», «Найди 5 отличий», «Да и нет не говорите…».
3.    Чаще использовать игровую мотивацию и оценку со стороны сверстников.
4.    Развивать стремление действовать по моральным мотивам.
5.    Соблюдать постепенность в высказывании требований, так как произвольность поведения только закладывается в этом возрасте.
6.    Развивать уверенность в себе, в своих силах с помощью создания ситуаций успеха.
     Развитие эмоциональной готовности к школе необходимо потому, что при возникновении различных ситуаций и в режиме школьной жизни ребенок должен регулировать свои аффекты, уметь проявлять эмоциональную устойчивость. Необходимым условием успешного обучения в школе является умение ребенка откликаться на прекрасное, проявлять эмпатию.
      И педагогам, и родителям важно стремиться к развитию следующих качеств и характеристик личностной сферы в области эмоций:
•    устойчивости чувств;
•    глубины чувств и эмоций;
•    осознания причин проявления тех или иных эмоций;
•    проявления высших чувств: эстетических, нравственных, познавательных;
•    эмоционального предвосхищения  (осознанного ожидания успеха или неудачи).
        В развитии волевой и эмоциональной готовности может помочь использование примеров из сказок, рассказов (чтение художественной литературы, постановка сказок детского театра, рассматривание картин, слушание музыки).
      Еще одним важным аспектом подготовки к школе является подготовка руки дошкольника к письму.
      На самых ранних этапах подготовки к школе ребенка необходимо прежде всего научить правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве. Умение различать правую и левую стороны – важная предпосылка для  многих видов деятельности в процессе обучения.
     Для формирования ориентировки в окружающем пространстве (определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку и пространственного соотношения между несколькими предметами) можно использовать следующие приемы:
•    копирование картинок на прозрачную бумагу;
•    рисование и копирование узоров и орнаментов;
•    занятия с пластилином и глиной;
•    выполнение аппликаций отщипыванием;
•    нанизывание бус, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок;
•    самомассаж рук.
       Самомассажу рук следует уделить особое внимание, обучить его приемам ребенка, так эти умения ему очень пригодятся с началом активного письма в школе.
        Вот некоторые из приемов:
•    Кисть и предплечье левой руки расположить на столе. Ребром ладони правой руки имитировать «пиление» по всем направлениям тыльной стороны правой ладони. Проделать то же с другой рукой.
•    Кисть и предплечье левой руки расположить на столе. Правой рукой сделать массаж тыльной стороны ладони левой руки. Проделать то же с другой рукой.
•    Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигать вверх-вниз по ладони левой руки. Проделать то же с другой рукой.
•    Движения как при растирании замерзших рук.
•    Подушечку большого пальца правой руки положить на тыльную сторону массируемой фаланги пальца левой руки. Массировать спиралевидными движениями.
      Итак, мы рассмотрели основные аспекты подготовки ребенка к школе, раскрыли главные характеристики необходимого данному возрасту развития и основных компонентов готовности к школьному обучению. В заключение приведем общие рекомендации для ежедневно общающихся с будущим первоклассником взрослых, и педагогов, и родителей.
Рекомендации по развитию активности ребенка-дошкольника (познавательной, моторной, коммуникативной)
1.    Предоставьте ребенку возможность свободного выбора деятельности. Это обеспечит личную значимость того, что он делает.
2.    Необходима позитивная мотивация к той или иной деятельности.
     Для формирования такой мотивации ребенку необходимо постоянное подтверждение того, что он действует правильно, что у него получается.
Этому будет способствовать и создание ситуаций успеха, в которых у ребенка будет формироваться уверенность в своих силах и желание идти дальше.
3.    Игры и упражнения, используемые в ходе обучения, должны соответствовать его целям и предмету осознания.
4.    Предлагаемый детям материал для осознания и усвоения должен быть эмоционально окрашен, удобен для зрительного восприятия (выделен цветом, графически обозначен и т.д.).
5.    Необходимо учитывать двуплановость деятельности: ее внешнюю сторону (предметные действия, манипуляции) и внутреннюю (процессы, происходящие в сознании).
6.    Доминировать должны действия и рассуждения самих детей, а не взрослого.
Показателем успешного усвоения предлагаемого материала будет перенос ребенком усвоенных навыков в повседневную жизнь и использование в различных ситуациях.
Информация размещена с разрешения автора
К списку
Создано: 20.09.2016   |   Изменено: 20.09.2016 10:36:23
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
"Этот день Победы!" Мероприятие, посвященное Дню Победы в коррекционной группе "Светлячок"
Фотографии