Количество воспитанников
175:
Оценка качества образования
Запись в детский сад
Ссылки

Памятки, советы, рекомендации

Артикуляционная гимнастика как средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи

Автор: Куракина О.А.
|Должность: учитель-логопед, д.с.7
Артикуляционная гимнастика как средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи
У детей с речевыми нарушениями недостаточно развита моторика артикуляционного аппарата. Без её развития невозможно сформировать навыки правильного звукопроизношения.
Чтобы говорить правильно, ребёнку необходимо уметь управлять органами артикуляции: нижней челюстью, губами, языком, щеками.
    Сегодня вы познакомитесь с некоторыми артикуляционными упражнениями, которые направлены  на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие их силы и подвижности.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных;
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
- подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков;

Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение.
Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Специальные игры и упражнения направлены на совершенствование движений, снятие мышечной напряженности органов артикуляционного аппарата, формирование умения чувствовать и контролировать их движения.

1. Лягушка- Слоник (Заборчик- Трубочка)
Цель: Укреплять круговую мышцу рта.
Описание: На счет «один» улыбнуться, обнажить сомкнутые зубы. Удерживать челюсти и губы в таком положении под счет от 1 до 10. На счет «два» сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать в таком положении. Чередовать движения «лягушка-слоник» под счёт «раз-два». Повторить 10 раз.
Указания: Необходимо следить за тем, чтобы при выполнении упр-я нижняя челюсть оставалась неподвижной.

2. Месим тесто (Наказать непослушный язычок)
Цель: Вырабатывать умение расслабить мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание: Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 10.
Указания: Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

3. Чистим зубки.
Цель: Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, а потом снизу вверх.
Указания: Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. Двигая кончиком языка из стороны в сторону следить, чтобы он находился у дёсен, а не скользил по верхнему краю зубов. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

4. Парус.
Цель:  Вырабатывать умение удерживать кончик языка за верхними зубами.
Описание: На счет «один» улыбнуться, открыть рот, поднять язык за верхние передние зубы и упереть в альвеолы. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть язык и губы в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5.
Указания: Следить, чтобы при выполнении упр-я язык упирался в альвеолы за верхними зубами.

5. Часики
Цель: развивать подвижность языка
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, обнажая зубы. Узкий язык просунуть между зубами. Поворачивать язык вправо и влево к уголкам губ.
Указания:
1) следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть оставалась неподвижной;
2) движения языка должны быть симметричными;
3) язык не загибается и не касается губ.

6. Качели.
Цель: Укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка.
Описание: Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от 1 – 5, потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счёт от 1 – 5. Так, поочерёдно менять положение языка 5 – 6 раз. Когда будет хорошо получаться, можно убыстрить упр-е (на «один» — вверх, на «два» вниз, на счет от 1 до 10).
Указания: Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными. Язык должен упираться в альвеолы (бугорки за зубами). Следить, чтобы язык не сужался.

7. Кошка сердится. (Горка)
Цель: Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.
Описание: Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Средняя часть языка (спинка) округлена, немного продвинута вперед. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть язык в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 5-6 раз.

8. Вкусное варенье.
Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.
Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Указания: Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной. Язык должен быть широким, боковые края его касаются  углов рта.

9. Чашечка.
Цель: Вырабатывать умение удерживать язык с загнутыми вверх передним  и боковыми краями.
Описание: На счет «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть широкий язык изо рта. Поднять кончик, переднюю и боковые части языка вверх так, чтобы получился «ковшик». Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть язык и губы в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5.
Указания: Следить, чтобы при выполнении упражнения язык сохранял форму ковшика и не прижимался зубами или верхней губой.
10. Лошадка)
Цель: Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъём языка вверх.
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка.
Указания: Упражнение выполняется сначала в медленном темпе, потом быстрее. Нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, то есть чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.
11. Грибок.
Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, растягивать подъязычную связку.
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот.
Указания: Следить, чтобы губы были в положении улыбки. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо открывать рот шире.

12. Гармошка.
Цель: Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки. При повторении надо открывать рот шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.
Указания: Следить, чтобы, когда открывается рот, губы были не подвижны. Открывать и закрывать рот,  удерживая его в каждом положении под счёт от 3 – 10. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

13. Дятел. (Барабанщик)
Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка вверх и умение делать кончик языка напряжённым.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д-д-д. Сначала звук д произносить медленно. Постепенно убыстряя темп.
Указания: Рот должен быть всё время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы звук д носил характер чёткого удара – не был хлюпающим. Кончик языка не должен подворачиваться. Звук д нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

14. Заведи мотор
Цель: вырабатывать подвижность кончика языка.
Описание: рот широко раскрыть, поднять язык вверх. Язык с силой ударяет в бугорки, находящиеся за верхними зубами, ребёнок при этом произносит дын-дын-дын (сначала медленно, потом быстрее). Упражнение проводится в течение 15-20 сек.

Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики:
Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. Ребенок должен видеть, что язык делает.

Артикуляционные упражнения выполняются медленно и обязательно перед зеркалом, чтобы ребёнок мог видеть и Ваше лицо, движения которого он копирует, и себя самого. Каждое упражнение ребёнок повторяет от 2 до 4 раз, а взрослый следит, всё ли правильно ли он делает.
Затем темп упражнений можно увеличить. Но при этом следите затем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно.
Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки.

В чем заключается влияние пальцев на развитие речи

В анатомическом отношении около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Особенно наглядно огромная площадь проекции кисти представлена на рисунке (см. ниже). Это так называемый человечек Пенфилда. В нём проекции всех частей тела в двигательной области показаны в образной форме. Именно величина проекции кисти и её близость к моторной речевой зоне навели на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребёнка, чем тренировка общей моторики.
Ученые установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Учёными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев положительно  влияет  на развитие речи и является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшаются внимание, память, слух, зрение.
    Выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает. То задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
    Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуального развития дошкольника. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
    





Информация размещена с разрешения автора
К списку
Создано: 12.11.2018   |   Изменено: 24.09.2019 14:16:36
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
"Муха-Цокотуха на новогоднем празднике". Утренник коррекционной группы "Светлячок"
Фотографии