Количество воспитанников
175:
Оценка качества образования
Запись в детский сад
Ссылки

Памятки, советы, рекомендации

Методические рекомендации: «Воздействие музыки на духовное развитие ребенка»

Автор: Карбаева О.В.
|Должность: музыкальный руководитель, д.с.7
«Воздействие музыки на духовное развитие ребенка»
                                                                        «Музыка должна идти от сердца
                                                                        и быть обращена к сердцу»
                                                                                                С. В. Рахманинов
         Чаще всего первой музыкой для маленьких детей являются колыбельные песни, которые заботливые мамы напевают своим крохам, не имея никакого музыкального образования. Более современные родительницы, будучи беременными, слушают классическую музыку регулярно, полагая, что таким образом мелодии великих композиторов благотворно повлияют на общее развитие плода. И действительно, согласно многочисленным исследованиям, те малыши, которые в утробе матери и после рождения прослушивали классику, легче справляются с логическими задачами, они спокойны, их психика более устойчива к раздражителям разного рода, их творческий потенциал значительно выше в сравнении с детьми, с которыми прослушивание музыки не практикуют.
       Говоря о пользе музыкальных произведений, подразумевают именно классические мелодии. Ведь, как утверждают исследователи, психологи и музыковеды, классика оказывает особое влияние на психику и здоровье человека, на его развитие. Особенно полезна классическая музыка для маленьких детей. Однако и здесь важно правильно подобрать репертуар. Так, мелодии Моцарта, Бетховена, Чайковского, Шуберта, Листа успокаивают и заинтересовывают малыша. А вот органная музыка Баха считается слишком тяжелой для детского восприятия, малыши чувствуют тревогу, прослушивая мелодии этого великого композитора.
В целом регулярное прослушивание классических мелодий детьми:
•    положительно влияет на развитие мозговой деятельности;
•    улучшает восприятие нового материала;
•    стимулирует память;
•    нормализует эмоциональное состояние крохи (снимает тревожность, успокаивает, уменьшает неуверенность в себе);
•    развивает творческое и логическое мышление;
•    формирует коммуникабельные навыки;
•    воспитывает силу воли, целеустремленность, терпеливость, усидчивость, любовь к труду;
•    помогает побороть психические, двигательные и речевые расстройства.
        Стоит также учитывать, что музыка больше принесет пользы, если ее прослушивание будет добровольным. Не нужно заставлять ребенка слушать мелодии мировых классиков! Нужно ненавязчиво включать мелодии во время ежедневных игр, сна, отдыха. Выбрать разный репертуар и обязательно обратить внимание на реакцию ребенка: если мелодия ему не нравится, не включать ее больше. А вот музыку, которая пришлась ребенку по душе, обязательно добавьте в плейлист и использовать с удовольствием.
        Классическая музыка оказывает комплексное воздействие на развитие детей. Если говорить о личности ребенка, то мелодии классиков позволяют:
•    воспитать музыкальный вкус;
•    привить эмоциональную отзывчивость;
•    привить любовь к физическим упражнениям, если они проводятся под музыкальное сопровождение, а ритмика в свою очередь позволяет улучшить осанку ребенка, координацию и четкость его движений и ходьбы;
•    укрепить голосовые связки, развить речь и правильное дыхание на занятиях пением;
•    развить внимание, быстроту реакций, организованность, мелкую моторику на занятиях с игры на музыкальных инструментах;
•    расширить кругозор при прослушивании музыкальных аудиосказок;
•    уравновесить внутренний мир ребенка, унять вспыльчивость, агрессию;
•    развить коммуникабельность ребенка, улучшить настроение, снизить страх знакомства с новыми людьми;
•    воспитать целеустремленность, дисциплинированность, ответственность.
Особое внимание нужно уделить музыке для слушания с детьми 3-4 лет. Она должна быть несложной для восприятия, яркой по характеру. Перед прослушанием, необходимо кратко и понятно настроить детей на произведение.
Дети любят слушать такие пьесы, как «Котик заболел», «Котик выздоровил», А. Гречанинова, «Весело-грустно» Л. Бетховена, «Первый вальс» Д. Кабалевского, «Клоуны» Д. Кабалевского и др. Систематически слушая знакомые произведения, дети хорошо запоминают их, быстро узнают, активно рассказывают о характере музыки и содержании.
Для развития музыкального восприятия используются такие приёмы как чтение стихотворений, показ иллюстраций, игрушек, репродукций картин, оркестровка музыкальных произведений, инсценировка песен, передача характера музыки в движении.
Объединение различных видов искусства (музыки, поэзии, живописи) всегда желательно и помогает всестороннему и духовному развитию ребенка.
Одним из эффективных приёмов развития музыкального восприятия детей является передача характера музыки в движении (инсценировка песен, творческое использование танцевальных образных движений). Слушая музыку, ребёнок имеет возможность передавать её особенности в движениях: общий эмоциональный настрой, акценты, темп, ритмический рисунок, паузы, динамику. У детей развивается непосредственность, способность к самостоятельности, творческая инициатива, выдумка и фантазия.
Приобщать детей к музыке нужно с самого раннего возраста, петь ему колыбельные песни, слушать и смотреть музыкальные сказки, посещать детские концерты и театры.
Необходимо приобрести диски CD и DVD с детским репертуаром: «Детский альбом», муз. П. Чайковского, Р. Шумана, С. Прокофьева;
Балеты: «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», муз. П. И. Чайковского;
Музыкальные сказки: «Чудесное приключение Нильса с дикими гусями», муз. Э. Грига, «Аленький цветочек», муз. Н. Метнера, «Алиса в стране чудес», муз. В. Высоцкого и Геворгяна;
оперы – «Петя и волк», муз. С. Прокофьева, «Муха-цокотуха», мух. М. Красева, «Страшный пых и Алёнка», муз. М. Красева и многие другие;
При тесном взаимодействии педагогов детского сада и родителей, в индивидуальных беседах и консультациях можно решить важную задачу: воспитание культурного человека с богатым внутренним миром, ценителя музыкального искусства, неравнодушного и творческого человека.
Главное условие – быть с детьми!
Используемая литература:
1. С. Лободина «Как развивать способности ребенка»;
2. Н. А. Метлов «Музыку – детям»;
3. О. П. Радынова «Слушаем музыку».


Информация размещена с разрешения автора
К списку
Создано: 15.11.2018   |   Изменено: 15.11.2018 15:42:14
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
"Путешествие к звездам".  Мероприятие, посвященное Дню Космонавтики в средней разновозрастной группе "Солнышко"
Фотографии