количество воспитанников
175:
Оценка качества образования
Запись в детский сад
Ссылки

Памятки, советы, рекомендации

Игры и упражнения для общего речевого развития детей, воспитания звуковой культуры речи, подготовки детей к обучению грамоте

Автор: Куракина О.А.
|Должность: учитель-логопед
Игры и упражнения для общего речевого развития детей, воспитания звуковой культуры речи, подготовки детей к обучению грамоте.
На кухне хорошо изучать новые звуки и вкусы, благо здесь всегда есть возможность постучать, позвенеть, понюхать, попробовать. Можно вместе посмотреть и послушать, как льется или капает вода из крана, как по-разному звенит чайная ложка в пустом стакане и чашке с водой, как громко пересыпается в стеклянный стакан горох и тихо манка. Попросите ребенка отвернуться и на слух определить, что вы сейчас делаете. Прислушайтесь с ребенком к гулу стиральной машины, плеску воды в ванной, шуршанию душа, хлопку входной двери, кашлю отца, шелесту газеты.
Пусть ребенок отвернется, а вы помешайте ложкой в стакане, закройте крышкой кастрюлю и т. д., предложите ребенку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки.
Вместе с ребенком попробуйте приготовить необычный ужин: в названии блюд должен быть звук «С». Что можно приготовить? Салат, сырники, суп, морс. Придумайте меню с названиями блюд, где встречаются другие звуки. Предложите ребенку убрать или помыть посуду, в названии которой есть звук «Ч» (чашки, чайник, звук «Л» (ложки, вилки, тарелки, салатник) и т. д.
Покажите ребенку продукты, из которых вы собираетесь готовить обед или ужин. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук «Р». Если он затрудняется это сделать, помогите наводящими вопросами: «Кар-р-р-тофель или капусту? Ар-р-р-буз или дыню? Пер-р-р-сики или бананы? Лук или огур-р-р-цы? Помидор-р-ры или баклажаны?»
Замени первый звук в моих словах звуком «Щ» и назови новое получившееся слово. Был КИТ, а стал. ЩИТ; была ТУЧКА, а получилась. ЩУЧКА; РЕКА. ЩЕКА; ВЕНОК. ЩЕНОК; МЕЛЬ. ЩЕЛЬ.
Давай искать слова на кухне. А вот и корзина (мешочек, коробочка и т. д., в которую мы их будем складывать. Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты?
Угостим друг друга «вкусными» словами. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» его вам на ладошку, а затем вы ему. И так до тех пор, пока не «съедите»все. Можно поиграть и в «кислые», «соленые», «горькие» слова.
Как одним словом назвать прибор, который варит кофе? (Кофеварка.) Режет овощи? (Овощерезка.) Мелет кофе? (Кофемолка.) Выжимает сок? (Соковыжималка.)
Какой сок получается из яблок (яблочный, груш (грушевый, слив (сливовый, вишни (вишневый, моркови (морковный, лимонов, апельсинов и т. д.? И, наоборот - из чего получается апельсиновый сок?
Используя фрукты и овощи, можно научить ребенка узнавать и различать предметы на ощупь и по вкусу. Особой любовью пользуется шутка «Закрой глаза - открой рот». Пусть ребенок с закрытыми глазами определит, что вы ему предложили: кусочек яблока, банана, огурца, лимона и даже чеснока. Можно поменяться ролями, и, уж если вы ошибетесь, бурный восторг ребенка вам гарантирован.
Предлагаем вам несколько удачных и часто используемых игр со звуками. Эти игры применяют, начиная с этапа автоматизации звука в слове, при условии, что этап постановки и закрепления изолированного звука и произнесения его в слогах пройден успешно.
Загадки
Для этой игры потребуются: шесть-семь картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребенком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, после чего ребенок должен догадаться, о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз, а затем предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные «ошибки» наверняка повысят интерес малыша к игре.
«Чего не стало?»
Можно использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. Одну картинку (игрушку) нужно убрать. Ребенок, открыв глаза, должен сказать, чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями.
«Что изменилось?»
Это один из вариантов предыдущей игры. Картинки можно менять местами, убирать их, переворачивать обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях.
«Что лишнее?»
Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (например, выбрать такие, в названии которых есть нужный звук). Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор. Объединять картинки в группы можно по-разному. Например: рысь — корова — ворона — жираф — ракета. Из данной серии последовательно можно убрать ракету, потому что неживая, затем ворону — птица, потом корову — домашнее животное. Две оставшиеся картинки (жираф и рысь) предложите ребенку сравнить между собой и сказать, чем они похожи и чем отличаются, т. е. попытаться найти и подробно описать черты двух сходных предметов. Можно научить ребенка видеть лишнее слово, выделяя место звука в слове, определяя количество слогов. Даже отсутствие закрепляемого звука в слове может стать поводом для его исключения.
«Слова вокруг нас»
Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывая иногда ошибаться и давать ребенку возможность заметить ошибку и исправить ее. Затем усложните игру — вспоминайте слова с закрепляемым звуком по какой-то определенной теме, например: «Назови животных, в названии которых есть звук [р]»(зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф, или «Назови "зимнее" слово со звуком [с]» (снег, снеговик, снегурочка, снегирь, снегокат, снежки, стужа, санки). В эту игру вы можете играть где угодно, используя свободную минуту: по пути в детский сад, в транспорте, очереди, дома.
Постепенно ребенок начинает правильно произносить закрепляемый звук не только в отдельных словах, но и во фразах. Игр для закрепления звуков во фразе очень много.
Учитель-логопед Куракина О.А.

Информация размещена с разрешения автора
К списку
Создано: 13.03.2019   |   Изменено: 24.09.2019 14:15:17
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
Интегрированное занятие "Путешествие в сказку "Гуси-лебеди".Вторая младшая группа.  Воспитатель Живайкина С.В.
Фотографии