Количество воспитанников
175:
Оценка качества образования
Запись в детский сад
Ссылки

Памятки, советы, рекомендации

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

Автор: Волкова Л.А., Грузинцева И.М.
|Должность: воспитатели, детский сад №7
  Речь для человека – важнейший фактор его развития, социализации. С помощью речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом. Но существует множество людей, страдающих нарушениями речи. Данная проблема возникает уже в дошкольном возрасте, и этот жизненный этап требует специального изучения, анализа и особого внимания. Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и её основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности при включение в систематическое школьное обучение.
В последние годы наблюдается постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии.
    Логопедические группы комплектуются по результатам проведения ПМПК и только с согласия родителей детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Педагогический процесс в данных группах сада организуется в соответствии с возрастными потребностями детей, степенью выраженности речевых нарушений, индивидуальными особенностями развития воспитанников. Возраст детей, уровень речевого недоразвития, причины возникновения речевых отклонений позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия. Так, ключевые позиции в организации коррекционно-речевой работы в условиях ДОО, а конкретно – логопедической группы для детей с ОНР принадлежат логопеду и воспитателям, их работе оказываются присущи достаточно широкие и разнообразные функции:
- диагностическая
- профилактическая
- коррекционно-педагогическая
- организационно-методическая
- консультативная
- координирующая
- контрольно-оценочная.
      Игнорирование хотя бы одной из них приводит к снижению качества коррекционной работы с детьми в целом.
      Однако не следует забывать и о достаточно сильном потенциале других участников (субъектов) коррекционно-образовательного процесса – педагогического коллектива ДОО (воспитатели логопедических групп, педагоги-психологи, музыкальные руководители, инструктора по физической культуре и другими специалистами), родителей, других близких ребёнку людей, и, наконец, самого ребёнка.
      Как и всякая педагогическая работа, логопедия ставит перед собой определенные цели. Для достижения этих целей выполняются определенные задачи, наполненные конкретным содержанием.
       Работа с дошкольниками подразумевает:
- формирование понимания чужой речи;
- формирование способности продуцировать собственную речь, подражая другим людям;
- развитие способности у детей продуцировать двусоставные простые предложения, опираясь на знание базовых принципов словообразования.
      Как правило, логопедические занятия не проводятся со всей группой целиком. Дети разделяются на небольшие подгруппы. Занятия проводятся в виде игровых ситуаций, что положительно влияет на мотивационную составляющую речевой активности. Для большей привлекательности занятий используются игрушки, устраиваются театральные постановки и т.п.
     Формирование способности понимать чужую речь проводится следующим образом: развиваются детские представления о предметах, формируется их понимание разных слов и целых выражений, которая связаны со знакомыми дошкольникам обстоятельствами.
      С самого начала занятий логопед учит детей понимать словосочетания. Он часто использует короткие фразы, которые состоят из двух-четырех слов. Также он использует метод повторения, когда одни и те же словосочетания повторяет много раз.
      Постепенно дети запоминают, как правильно называются предметы и действия, совершаемые с ними. Они учатся правильно называть и признаки предметов. В качестве материалов для этих занятий выступают игрушки, предметы посуды и одежды, а также продукты питания и другие вещи, с которыми дошкольники ежедневно взаимодействуют.
     Также дети учатся понимать разные грамматические значения. Особенно уделяется внимание на их способность замечать, чем отличаются грамматические формы у понятий разного числа. Также они учатся замечать, чем отличаются слова-повеления, обращенные к одному человеку, от тех же слов, обращенных к нескольким.
     Предметная среда в развитии лексических и грамматических навыков
Одно из самых эффективных направлений в коррекционной работе для исправления дефектов речи у дошкольников – это развитие лексических и грамматических языковых средств. Чтобы реализовать это направление, нужно проводить занятия по логопедии, музыкальные упражнения, привлекать к работе не только воспитателей, но и других специалистов, работающих в детском саду.
    Развивающая предметная среда и меры по оказанию педагогического воздействия направлены на формирование у дошкольников представлений об окружающем их мире, на развитие полноценной личности.
    Логопедические занятия позволяют решить множество задач, связанных с речевыми и неречевыми функциями психики, что дает возможность достаточно эффективно корректировать имеющиеся дефекты речи.
    Главными задачами логопедической работы являются: пополнение запаса слов, формирование лексического словаря, развитие понятий обобщения, навыков понимания чужой речи, способности использовать формы по словоизменению и словообразованию.
    Опираясь на ведущую деятельность дошкольников нужно помогать им осваивать и закреплять лексический материал. Для этого полезно использовать игры.
    Логопедическая работа, направленная на развитие лексики и грамматики в речевых высказываниях дошкольников, имеющих ОНР, по мере их взросления может включать в себя разные дидактические игры, разработанные с учетом изучаемой лексики.
   В образовательных учреждениях дети активно усваивают русский язык. Они также получают прекрасную возможность овладеть главной формой общения – устной речью. Речь и общение – это навыки, которые формируются постепенно. Главные закономерности грамматики дети запоминают к пяти годам. Лексический словарь детей включает в себя практически все элементы речи.
   Успех в формировании речи дошкольников с речевыми нарушениями во многом зависит от  того, насколько  продуктивно осуществляется процесс закрепления речевых умений и навыков,  приобретаемых детьми под руководством логопеда. Эффект в решении этой проблемы зависит от творческого, профессионального контакта логопеда, воспитателей и родителей.
    

Информация размещена с разрешения автора
К списку
Создано: 16.09.2020   |   Изменено: 16.09.2020 14:55:24
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
Поздравление с Днем Защитника Отечества от ребят подготовительной к школе группы "Гномик"
Фотографии