Памятки, советы, рекомендации
Влияние музыки на развитие ребенка
|Должность: музыкальный руководитель
• Музыка для ребенка – это неиссякаемый источник гармонии, здоровья, развития способностей и душевного равновесия. Важно правильно подобрать произведения и как можно раньше начать знакомить с ними своего малыша.
Когда начать? Один из основных каналов восприятия человека – слух. Ребенка звуки окружают еще в утробе мамы – есть мнение, что звук льющейся воды успокаивает малыша именно потому, что он слушал что-то похожее до рождения. В 2–3 месяца ребенок на звуки уже реагирует эмоциями, а с 7–8 месяцев пытается подражать тому, что слышит.
Ребенок с самого рождения охотно прислушивается к негромким мелодиям и мягкому, спокойному и ласковому тембру голоса. А вот резкие звуки, шум, гневная речь его раздражают. Поэтому и мелодии для новорожденного стоит выбирать спокойные, негромкие, включать их дозированно.
Но нужна ли вообще младенцу музыка? Может быть, ему пока рано слушать мелодии? Ученые считают, что музыка может и, в идеале, должна присутствовать в жизни малыша начиная с момента его зачатия.
Установлено, что с определенного момента внутриутробного развития плод слышит музыку, доносящуюся извне, и реагирует на нее. Более того, есть предположения, что музыка влияет не только на его эмоциональное состояние, но и на умственное развитие.
Между тем современную музыку, как хорошую, так и самую плохую, слушать проще - она обладает плюсами, присущими именно нашему времени: четким ритмом и динамикой. Привыкнуть к ней не составляет труда. Полюбить и начать слушать классическую музыку часто приходится учиться. И в этом ребенку стоит немного помочь. Прежде всего, важно определиться, какую музыку лучше слушать в самом начале жизни. Есть некоторые правила:
1. Детям младше трех лет не рекомендуется слушать грустные, тревожные и трагические мелодии - пусть даже зачастую они самые красивые.
2.Дети, как правило, тяготеют к выбору светлых, умиротворенных и оптимистичных интонаций. И они правы! По мнению психологов, такая музыка создает у малышей позитивный настрой и помогает им ощущать жизнь как уютный и радостный мир.
• Родители могут и сами подобрать репертуар для своего малыша. Критериями отбора должны стать:
1. живые (не электронные) инструменты, использованные при записи,
2.красивая мелодия,
3. светлый настрой,
4. реакция самого ребенка.
Музыка и здоровье
Исцеляющие возможности музыки известны еще со времен Авиценны.
В наши дни доказано, что некоторые мелодии (в основном, классические):
- благотворно влияют на общее состояние;
- успокаивают, расслабляют, справляются с грустью и апатией;
- способствуют нормализации частоты сердечных сокращений, дыхания, артериального давления, уменьшают боль (например, детям с нарушенной перистальтикой кишечника хорошо слушать ритмичные мелодии);
- способствуют концентрации на цели, повышению жизненного тонуса – при плохом аппетите малышам предлагают слушать музыку перед едой, бравурные марши полезно включать во время зарядок и активных игр.
Есть целое направление – музыкотерапия: мелодиями и пением лечат многие заболевания и отклонения, в том числе у недоношенных детей, на которых наиболее благотворно влияет Моцарт. Впрочем, замечено особое влияние музыки великого композитора и на умственное развитие любого ребенка.
Музыка и способности
Многочисленные исследования показывают, что занятия музыкой и даже просто регулярное прослушивание ее благотворно влияют на:
- коммуникативные способности детей,
- развитие у них памяти, воображения, пространственного мышления,
- усидчивость, целеустремленность, самостоятельность,
- аккуратность, грамотность, творческие способности,
- усвоение учебного материала,
- формирование художественного вкуса и эстетическое развитие.
Масаро Ибуку, создатель новаторских концепций по воспитанию и обучению детей раннего возраста, в своей книге «После трех уже поздно» рассказал об одном эксперименте: он исследовал детей, которые благодаря музыке развивались быстрее, чем их сверстники. Причем дети в эксперименте только слушали музыку, а не играли на музыкальных инструментах.
Очевидно, что музыка воздействует на рост нейронов мозга. Но очевидно и то, что детей полезно развивать музыкально, и здесь очень многое зависит от родителей.
Музыка и слух
По статистике только у 5% людей нет музыкального слуха. У остальных 95% если его и недостает, то можно развить занятиями. Поэтому вместо того чтобы с младых ногтей пытаться определять, есть ли у малыша слух, стоит как можно раньше начинать стимулировать его развитие – тогда у крохи и слух вскоре прорежется, и страсть к музыкальным занятиям проявится. И тем самым удастся избежать распространенного феномена – когда слух есть, а желания заниматься музыкой – нет.
Какую музыку слушать ?
Конечно, мы не призываем вас воспитывать ребенка в «стерильных условиях», строго определяя, что ему слушать, а чего – нет. Повзрослев, малыш обязательно познакомится с мировым музыкальным наследием, от классики до рока. Но пока психика маленького ребенка, в силу ее хрупкости и незрелости, нуждается в очень бережном выборе музыкального окружения.
Здесь придется учитывать и темперамент малыша, и его настроение, и даже время суток, когда вы поставите ему диск с песенкой или мелодией
• Правила безопасности
Музыка, как и любое воздействие на ребенка, должна быть дозирована – по громкости, длительности и т. д. Чем младше малыш, тем спокойней должна быть мелодия. Громкость не должна превышать громкость разговорной речи, а колонки надо располагать на расстоянии не меньше 1 метра от малыша. Длительность музыкального сеанса может быть от нескольких минут до получаса, а самих таких сеансов – не более трех в день (исключение – колыбельные). Понятно, что если малыш адекватно реагирует на мелодию или песенку, не утомляется и не капризничает, вы станете включать ее чаще. Однако «островки тишины», когда кроха отдыхает или слышит только ваш голос, необходимы – нервная система и мозг малыша нуждаются в паузах.
• А что делать, если родители сами недостаточно музыкально образованы? Понятно, что – восполнять пробелы вместе с детьми. Начните с малого – найдите в музыке то, что вам самим нравится – поднимает настроение, веселит или же навевает приятную меланхолию. Просто слушайте произведения и получайте от этого удовольствие. Находите другие произведения понравившегося автора или аналогичные по настрою композиции прочих сочинителей. Возможно, вам помогут аудиокниги о том, как слушать музыку, их, кстати, можно слушать вместе с детьми, – например, аудиокнигу Александра Во «Классическая музыка. Новое восприятие». Так, постепенно, шаг за шагом, музыка войдет и в вашу жизнь, и в жизнь вашего ребенка.
Дата издания: 26.11.2021
Информация размещена с разрешения автора
Создано: 28.11.2021 | Изменено: 28.11.2021 09:36:55